Примордиалистская позиция к этничности

В то же время этнопедагог — не пассивный «исполнитель», инструмент реализации той или иной теоретической концепции, а живой субъект педагогического процесса, творческий поиск которого может приблизить решение указанной проблемы.

Именно поэтому попробуем уточнить, конкретизировать указанные подходы к этничности.

Итак, согласно примордиалистской позиции, основывающейся прежде всего на эволюционизме, этничность, этническая принадлежность — свойство личности, укорененное в ней, т.е. она имеет объективную, не зависящую от сознания основу.

Интересно
Есть два основных варианта ответа на этот вопрос: социологический и биологический. В первом случае речь идет об укорененности социальной, связанной с формированием устойчивого этнического самосознания и стереотипа поведения, которые сохраняются и наследуются от поколения к поколению и мало подвержены изменениям.

Во втором случае — о биологической укорененности — врожденности этничности, т.е. о том, что этничность уже заложена в генетическом коде, а ее развитие зависит от определенных социальных условий, но с учетом биологической предрасположенности.

Сегодня этот наиболее радикальный вариант примордиализма не имеет большого распространения, так как не может объяснить сложности и противоречия современных этнических процессов.

Социологическая модель примордиализма обладает гораздо большей устойчивостью и применимостью в современной этносоциальной ситуации. Укорененность в данном случае не означает врожденности.

В западной антропологии такую позицию обычно связывают, в частности, с именем одного из крупных антропологов Клиффорда Гирца, определявшего этничность как «коллективно одобренный и публично выраженный мир личностной идентичности».

Примерно такая же позиция отличает и авторов книги «Этническая идентичность», в которой этничность характеризуется как «социальная форма лояльности» и «экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность».

К этому варианту с некоторыми оговорками может быть отнесена описанная концепция этноса Ю. В. Бромлея.

Оговорки вызваны тем, что развитие этой теории привело практически к отказу от примордиализма: в концепции «слияния» советских этносов в новую историческую общность, новую единую социалистическую нацию — советский народ — укорененность, предполагающая сохранение этнических различий, вариантов, как бы «снимается».

Интересно
Аналог — американская концепция плавильного котла, также потерпевшая крах в результате развития этномобилизационных движений в американском обществе и заставившая американских антропологов обратиться к идее мультикультуральности общества, т.е. практически к признанию его полиэтничности.

Небиологический вариант примордиализма связан с представлением о том, что этничность как объективно существующее социальное свойство родилась в процессе социогенеза, т. е. формирования у человечества социальных, внебиологических форм жизни, и была результатом адаптации человека к природе и одновременно к себе подобным.

В этом плане интересна позиция российского этнолога С. А. Арутюнова. Говоря об этнической идее, ученый подчеркивает, что она порождается «не паранойей, не гипнозом, не харизмой лидера, а объективной закономерностью агломерации,«слипания» людей в группы общности интересов.

Они же, несомненно, лежат и в основе создания других общественных группировок — религиозных, профессиональных, политических, спортивных, любительских и т.д.

Однако все такие группировки основываются на сгустках тематически выборочных инфосвязей, и только этнос базируется на лишенной всякой выборочности их всеобщей совокупности».

Любопытным вариантом социологического примордиализма можно считать теорию габитуса французского социолога П. Бурдье. Габитусы — это «системы длительных, транспортабельных предрасположений», которые порождают и организуют практики и представления.

Это своеобразные программы (в информационном смысле), включающие практику и предшествующих поколений, и ныне живущих поколений, которая «работает» и на уровне индивида, и на уровне класса, группы, в частности этнической.

В основе действия габитусов — своеобразное «опривычивание». Причем если говорить об этнической идентичности через габитусы стереотипы, то предубеждения и другие ее компоненты частично наследуются, а частично конструируются.

По мнению Бурдье, «наши габитусы направляют наши мотивации и поведение согласно выработанным в течение тысячелетий предрасположенностям (диспозициям).

Таким образом, этничность существует как своего рода передаваемая от поколения к поколению привычка, от которой мы не в состоянии отказаться, но в которую мы можем вносить модификации»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)