Жизненное проявление педагогической культуры

Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми.

Специалиста образования, у которого развита педагогическая культура, можно назвать интеллигентным человеком. Именно феномен интеллигентного человека — наиболее яркая, жизненная и конкретная манифестация педагогической культуры.

Педагогический коллектив образовательного учреждения прежде всего обязан транслировать этические нормы и культуру профессиональной деятельности.

Микроклимат, в котором находится обучающийся, воспитывает его и знакомит с нормами общекультурной жизни.

Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и нравственностью. Педагогическая интеллигенция выполняет специальную функцию субъекта духовного производства.

Сфера духовного производства и культура в сфере духовного производства обеспечивают безопасное взаимодействие в образовательной среде, что способствует проявлению потенциальных возможностей человека, его самовыражению.

В безопасной образовательной среде нет проблемы страха перед бескультурьем, психологическим насилием, более целесообразно используется этнопедагогический потенциал образовательной среды и особенности народной педагогики, которая прежде всего транслирует заботу о воспитании подрастающего поколения.

Рассмотрим жизненную ситуацию, пережитую в детстве и рассказанную взрослым человеком, директором одной из СанктПетербургских школ. Эта ситуация показывает, как может круто изменить жизнь ребенка педагогическое безкультурье и как важны для нормальной жизнедеятельности в школе педагогический такт и понимание учащихся.

Ситуация 1. В седьмом классе со мной произошел такой случай. Как обычно, многие девочки и мальчики в классе симпатизируют друг другу. И мальчики по-своему выражают это: делают все, что на первый взгляд может показаться грубым, чтобы привлечь внимание понравившейся девочки.

Однажды на перемене я донимал Олю из нашего класса: дергал за косичку, прыгал перед ней, не давая возможности пройти, просил откусить ее яблоко. В общем, вел себя так, как характерно для мальчиков подросткового возраста.

Несколько учителей стояли в коридоре и разговаривали. Наша учительница математики Светлана Анатольевна остановила меня, подвела к учителям и сказала: «Посмотрите на этого жениха! Он, оказывается, влюблен…» Светлана Анатольевна продолжала с иронией говорить еще о чем-то.

Я не слышал, покраснел, на глазах выступили слезы. Я выбежал из школы. Плакал и ненавидел и математику, и школу, и себя тоже.

Дома сказал, что не пойду в эту школу. Отец меня наказал, допытываясь, из-за чего. А я стеснялся сказать. На другой день я со страхом ждал урока математики, сидел, вжавшись в парту. И вдруг услышал: «Ну, раз прогулял, жених, иди решать задачу. Попробуй еще пропустить, сообщу родителям».

Интересно
С математикой я «дружил», свою твердую четверку получал всегда, а тут не смог понять условие задачи. Отказался решать, получил точку в журнале (у нас это означало «хвост»).

До конца урока ерзал на стуле, очень старался не нарушать дисциплину, а тут как назло то линейка падала, то карандаш куда-то подевался, то ручка перестала писать, а «математичка» делала замечания, принимая это за нарушение дисциплины. Дома я, стоя на коленях перед мамой, уговаривал ее убедить папу перевести меня в другую школу. Я все им рассказал.

Развитие современной системы образования сдерживается недостаточным уровнем педагогической и этнопедагогической культуры, отсутствием у части работников сферы образования психолого-педагогической компетентности.

Общество нуждается в таком педагоге, который был бы способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям периода, к самостоятельному выбору решения проблем и педагогических задач в условиях полиэтнической образовательной среды и полиэтнического состава учащихся, владеющего педагогической культурой и тактом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)