Отношение к детству в культурах разных народов

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социологов и этнологов, философов и культурологов, писателей и художников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломляются закономерности сущности и существования человека и человечества. Детство — не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни. На протяжении веков практически у всех народов существовало типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, — ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, несмотря на биологическое сходство людей, период детства у представителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влияние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспособиться. В этот период не существовало представления о детстве, которому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых. Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение.

Интересно
Общественные перемены происходили медленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поколений, у старших и младших существовали почти одинаковые ценностные ориентации. Основой освоения культуры в данном обществе стала простейшая форма подражания — копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья становились взрослыми. В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание — начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Любой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчинялись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и молодежь получали большую свободу действий, занимались образованием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализации детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с копированием. В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцарство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению умением сражаться, слагать и петь баллады. Однако из-за социальных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с социальным статусом семьи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)