Концепции этноса Л. Н. Гумилева

Главное отличие гумилевской концепции этноса от пока еще функционирующей в отечественном обществознании теории этноса заключается в том, что Л. Н. Гумилев дает не описательную, а объясняющую характеристику этноса, его происхождения и особенностей развития.

Неприятие теории этногенеза Л.Н. Гумилева многими этнологами и этнографами вызвано скорее недопониманием ее или защитой собственных взглядов.

Концепция этноса Л.Н. Гумилева затрагивает настолько фундаментальные и при этом междисциплинарные вопросы, что современная наука пока не
готова оценить ее объективно.

Чрезвычайно важен и перспективен и ее междисциплинарный характер: концепция строится на стыке этнографии, истории, психологии, социологии, теории культуры с общим естествознанием, географией, биологией.

И это единственно верный путь к будущему непротиворечивому и самодостаточному определению сущности той фундаментальной стороны действительности, которая сегодня отражена в понятиях «этнос», «этничность», «этнические процессы», «этническая идентичность» и т.п.

Прежде всего отметим главное: в концепции JI. Н. Гумилева этнос, понимаемый как «специфическая форма существования человека», как «оригинальная форма адаптации человека в биоценозе ландшафта», в своем развитии подчиняется не особым закономерностям, а законам развития этносферы — законам, по сути, энергетическим.

Этносфера представляет собой земную оболочку, — «мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли». Ученый разработал собственный понятийно – терминологический аппарат.

Интересно
Так, понятие «этноценоз» отражает очень важную сторону концепции JI.H. Гумилева — этнос неотделим от природного ландшафта, в котором он возникает и к которому адаптируется. Этноценоз — это биогеоценоз, в пределах которого происходит развитие данного этноса.

Наконец, биогеоценоз (или биоценоз), по Л.H. Гумилеву, это «законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования».

Два основных теоретических основания концепции Л. Н. Гумилева — открытая на рубеже XIX—XX вв. В. И. Вернадским «энергия живого вещества биосферы» и появившаяся в середине XX в. общенаучная теория систем.

Биогеохимическая энергия живого вещества, по Вернадскому, представляет собой преобразованную энергию Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Связь биосферы с энергетическими всплесками в космосе доказал A. Л. Чижевский.

Этими всплесками объясняются и многие, на первый взгляд необъяснимые, явления в живой природе — массовые и совершенно неожиданные миграции животных, насекомых и многое другое.

Гипотеза JI. Н. Гумилева, на которой строится его концепция, состоит в том, что при воздействии определенного типа космического излучения на Землю (оно происходит несколько раз за тысячелетие) возникает пассионарный толчок — мутация гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира.

И тогда человек способен воспринять энергии больше, чем ему обычно необходимо.

Такой человек становится пассионарием, т.е. человеком с повышенной тягой к действию. Его энергия направляется на активные действия — от завоевательных походов до научных экспедиций и открытий.

Интересно
Начало этногенеза, по Гумилеву, связано с тем, что такие пассионарии оказываются объединены общей целью и собираются в благоприятных климатических условиях. Это и есть зародыш нового этноса, реализующий себя в начальной стадии этногенеза.

У Л.H. Гумилева нет единственного определения этноса — их несколько, и все они направлены на раскрытие каких-то существенных сторон этого сложного феномена и дополняют друг друга.

Этнос — «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарное».

С точки зрения применяемого Л.H. Гумилевым системного подхода этнос — это «замкнутая система дискретного типа», т.е. система, которая, с одной стороны, функционирует, не постоянно обмениваясь энергией со средой, а получив однажды заряд энергии и растрачивая его (замкнутый тип).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)