Типы организаций по взаимодействию с человеком

Организации различаются по характеру взаимодействия на уровне «индивид – организация». Основой данного различия является приоритетность той или иной взаимодействующей стороны по ряду важных организационных переменных, характеризующих такое взаимодействие.

Ключевыми среди этих переменных являются те, которые связаны с организационной культурой, а именно, ценностные ориентации, нормы и т.п. Соответственно выделяются организации корпоративного и индивидуалистического типов.

Корпоративная организация. Корпоративная организация или проще – корпорация рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Следует отличать ее от корпорации как субъекта права – юридического лица.

Она имеет следующие характеристики:

  1. Объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.
  2. Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия и, главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных – основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда – тенденция к уравниловке.
  3. Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Интересы «разделенных» людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является основным источником их власти.
  4. Важным условием и способом существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и его обострение. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

Проблематика влияния личных характеристик на результаты компании связана не столько с определением самих персональных характеристик, сколько с методами их измерения. Данную проблему в своей работе попытались решить Kaplan, Klebanov and Sorensen (2012). Они включили в исследование 30 позиций личных характеристик кандидатов на должности руководителей, разделив из на 5 тематических групп (лидерские, персональные, интеллектуальные, мотивационные, межличностные).

Основой исследования были персональные интервью с каждым из кандидатов, в ходе которых оценивался весь набор характеристик. Выводы делались несколько лет спустя на основе оценок деятельности принятых на работу CEO.

Авторы выяснили:

  • во-первых, факт предпочтения в найме внутренних кандидатов, нежели внешних;
  • во-вторых, выделили наиболее важные изначальные характеристики, которые оказали наибольшее влияние на результаты их деятельности.

Среди прочих в этом списке оказались такие трудноизмеримые факторы как: уверенность в своих силах, исполнительность, решительность. При этом не было найдено сильной корреляции с талантами или специальными умениями.

Не смотря на тот факт, что эта работа претендует на звание самой обширной работы в данной области, у нее есть существенный недостаток: оценки персональных характеристик крайне субъективны, а потому могут давать искаженные результаты.

Гораздо большее количество работ рассматривают формальные факторы, которые проще поддаются измерениям. Одно из таких исследований рассматривает влияние личных характеристик на активность деятельности менеджмента.

В качестве зависимой переменной рассматривалось отклонение предсказанных финансовых показателей от реальных. Авторы выяснили, что наибольшее влияние на результаты менеджмента оказывают опыт, размер доли в компании и факт получения руководящей должности в качестве повышения. Одним из недостатков данного исследования является отсутствие нелинейных переменных, которые в других аналогичных работах оказываются значимыми для модели.

Именно так и получилось в исследовании Ezzeddine, Jarboui, Baccar and Bouri (2015), в котором рассматривался вопрос изменения стоимости транспортных компаний. Авторы хотели объяснить ошибки в модели оценки стоимости компании, построенной с помощью финансовых показателей в качестве регрессоров.

Для этого они ввели квадратичные формы по переменным возраста и опыта. В результате исследования было обнаружено, что слишком долгое пребывание в должности СЕО ведет к негативным последствиям (реальная стоимость компании оказывается меньше теоретической).

Аналогичные выводы были получены для переменной возраста. В числе недостатков можно выделить малую (на фоне использования фирм из 17 стран) выборку из 53 компаний, а потому результаты могли быть искажены: не учитывались особенности, обусловленные экономическими реалиями представленных стран.

В еще одной работе по комплексному исследованию влияния персональных характеристик (Amran, Yusof, Ishak, Aripin; 2014) к уже упомянутым характеристикам добавили этнический фактор. Исследование велось относительно показателя ROA. Как выяснили авторы, значимыми при измерении эффективности деятельности компании являются переменные возраста, национальности и наличие профессиональной квалификации.

Интересный результат исследователи получили относительно возраста: хорошим сочетанием с точки зрения эффективности оказался тандем молодого СЕО и уже возрастного председателя правления. Значительным недостатком вновь является игнорирование нелинейных форм переменных.

Отдельная группа работ в данной области исследований посвящена углубленному изучению определенной группы персональных характеристик. Так в работе Elsaid, Wang and Davidson III (2011) внимание авторов сфокусировано исключительно на опыте СЕО.

Были рассмотрены следующие вопросы:

  • является ли СЕО внутренним или внешним работником;
  • был ли в прошлом опыт работы в качестве СЕО;
  • показывает ли фирма лучший результат с СЕО, не имевшим опыт до этого.

Для изучения данных вопросов использовался метод событийного анализа. Ученые получили, на первый взгляд, несколько неочевидные результаты в работе: оказалось, что СЕО с имеющимся опытом работы на смежной должности, во-первых, склонны к увеличению размеров долга, во-вторых, такие руководители увеличивают вероятность банкротства компании. Более того, успешные фирмы, нанявшие бывших СЕО, не могут догнать по финансовым показателям более успешные фирмы с руководителями без опыта работы генеральным менеджером.

В свою очередь, исследование Martin, Nishikawa and Williams (2009) посвящено вопросам влияния гендерных различий на результат компании. Кроме расширенных параметров по переменной пола (например, доля женщин в правлении), в анализ были включены переменные возраста, доля СЕО совмещающих несколько позиций в компании, способ получения должности.

В результате проведенного событийного анализа было установлено, что женщины-руководители менее склонны к риску, кроме того, авторы указали на тот факт, что назначение женщины на позицию СЕО, оказывало такое же влияние на результаты компании, как и назначение мужчины.

Кроме вышеуказанных работ заслуживают внимание исследования, которые включали в себя изучение влияния характеристик всего высшего менеджмента на результаты компании. В целом, результаты следующих исследований можно экстраполировать на влияние самого СЕО, поскольку действия всей команды менеджмента направляются руководителем компании.

В работе Chaganti, Zimmerman, Kumaraswamy, Maggitti (2016) подтверждается гипотеза о положительном влиянии возраста управленца на результат деятельности компании. Также было отмечено положительное влияние переменной опыта.

Кроме того, обнаружилась статистическая значимость переменной размера команды менеджеров. Результаты этой работы интересны в том числе по причине использования выборки, состоящей из компаний индустрии Pre-packaged software, что является смежной областью с индустрией Semiconductors.

Схожие результаты были получены и ранее (Finkelstein, Hambick, 1990). В работе исследовалось влияние продолжительности опыта команды менеджеров на стратегию компании. Изменение стратегии рассматривалось с точки зрения ее стабильности и способности подстроиться под реалии рынка и внутренние цели компании. В результате была обнаружена значимая связь опыта менеджеров с вышеуказанными параметрами.

Аналогичная работа была написана при участии уже известного Finkelstein и Haleblian (1993). В ней также изучались вопросы количественного состава команды менеджеров и эффективности деятельности компании. Кроме того, был исследован вопрос степени доминирования СЕО: авторы хотели выяснить, каким образом децентрализация или, наоборот, концентрация власти будет действовать на результаты компании вкупе с размерами топ-менеджмента.

В результате исследования выяснилось, что с ростом числа представителей высшего руководства компании высокотехнологичных отраслей показывают сравнительно лучшие результаты, чем, например, в газовой индустрии. Кроме того, в этой же индустрии было доказано положительное влияние доминирования СЕО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)