Разработка плана маркетингового исследования

План маркетингового исследования – это набор решений, детализующих тип собираемых данных, подходы к проведению исследования, методы сбора информации, методы наполнения выборки, расчет размера выборки и используемые в ходе исследования инструменты сбора данных. Основные решения, принимаемые при планировании исследования рынка, представлены в табл. 4.1.1.

Разработка плана маркетингового исследования

В процессе сбора информации с рынка исследователь имеет дело с первичными и вторичными данными. Первичные данные – это данные, собранные для целей конкретного исследования. Вторичные данные – это любые другие данные, т.е. данные, собранные не для цели текущего исследования. Например, для нашей вышеопределенной цели исследования «Определить, какие неценовые методы стимулирования целевого рынка будут более эффективны, чем ценовые методы», выделенные методы будут первичной информацией. А, например, данные, полученные в ходе тестирования альтернативных вариантов рекламных баннеров, будут для нашего исследования уже вторичными.

Выбор подхода зависит от:

  • целей исследования. Выделяют три варианта целей исследования:
  • сформировать гипотезу (например, гипотеза нашего исследования заключается в том, что организация доставки товаров после поступления заказа в интернет-магазин в течение 30 минут более привлекательна для клиента, чем снижение цены на 20 %);
  • измерить переменную, которая представляет интерес (например, количество on-line заказов, уровень лояльности клиентов, уровень заинтересованности клиентов доставкой за 30 минут и т. д.);
  • выявить взаимосвязь между двумя и более переменными (влияет ли такая переменная, как скорость доставки поступившего on-line заказа за 30 минут на количество on-line заказов).

Осведомленности исследователя об исследуемой управленческой проблеме и цели исследования. Выделяют два основных подхода к проведению исследований – это предварительные и рекомендательные исследования.В свою очередь рекомендательные исследования делятся на описательные и исследования по выявлению причинно-следственной связи.

Предварительные исследования запускаются в ситуациях, когда исследователь не обладает большим количеством информации об изучаемой проблеме. В данном случае необходимо углубиться в проблему, понять возможные причины ее возникновения, выделить новые идеи.

Например, телекоммуникационные компании заинтересованы в выявлении отношения потребителей к использованию автоматизированной системы коммуникации на основе автоответчиков. При этом из вторичных данных известно, что наиболее часто коммуникация между компанией и клиентом инициируется потребителем при возникновении у него проблем с потребляемой услугой, оборудованием. В этой связи важно понимать, каким образом потребитель решает свою проблему при обращении в «call-центр».

В ходе проведения предварительного исследования было выявлено четыре варианта взаимодействия потребителя и компании:

  • клиент решает свою проблему при помощи автоответчика;
  • клиент дожидается соединения с оператором;
  • клиент знает необходимую комбинацию символов, которые набирает на телефоне для соединения с оператором;
  • клиент не решает проблему, т. к. не может дождаться соединения с оператором и лично идет в торговый зал компании для общения с сотрудниками.

Так же в процессе предварительного исследования была выделена готовность потребителя сообщать предложения в компанию, сформирована гипотеза дальнейшего исследования – потребители не удовлетворены практикой внедрения автоответчиков при обращении в «call-центр». Сформированную гипотезу в дальнейшем мы подтвердим либо опровергнем в ходе проведения описательного исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)