Психологическая и социальная природа отчуждения

Феномен отчуждения постоянно воспроизводится в жизни индиви­да и общества, находясь в тесной зависимости от их собственной при­роды.

В общественно-политической литературе проблема отчуждения ока­залась в центре внимания исследователей, когда общественная жизнь стала демонстрировать множество примеров несоответствия, разрыва между жизнью отдельного человека и достижениями всего общества, когда люди стали замечать, что итоги их трудов, накопленные ими ма­териальные и духовные блага и очевидные достижения обретали как бы собственную жизнь, не только отдаляясь от самих людей, но и под­чиняя их себе.

В художественной литературе известен и булгаковский сюжет «Собачьего сердца». В жизни, к сожалению, не всегда так лег­ко удается обуздать силы, порождаемые самими людьми, для их же собственного блага.

Известный немецкий философ М. Хайдеггер также рассматривал отчуждение как внутреннее свойство, атрибут бытия общественных отношений.

Мир повседневных забот, обезличивание человека, пре­вращение его в функциональную единицу общества он объяснял рас­творением человеческой «экзистенции» в отчужденных нормах обще­ственного поведения и образа мыслей.

«Используя общественные средства сообщения, используя связь (газеты), каждый уподобляется другому, — отмечал Хайдеггер. — Мы наслаждаемся и развлекаемся так, как наслаждаются другие, мы читаем, смотрим и высказываем суж­дения о произведениях литературы и искусства так, как смотрят и высказывают суждения другие; но мы сторонимся также „толпы“ так, как другие: мы „возмущаемся“ тем, чем возмущаются другие».

Иначе го­воря, можно сказать, что не мы живем в современном мире, а нас жи­вут в нем.

Психологическая наука не только не отрицает факта существования отчуждения, но считает этот феномен очень устойчивым, длительно существующим спутником человеческой жизни.

Для такого классика психологической науки, как 3. Фрейд, характерен очевидный песси­мизм в вопросе перспектив преодоления отчуждения, в возможности достижения такого золотого века, в котором культура откажется от принуждения и от подавления влечений.

«…Похоже, — пишет он, — что всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений… потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбеж­ности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощря­ют друг в друге вседозволенность и распущенность».

Полной подлинного трагизма, противоречий и непоследовательно­сти со стороны властей была борьба в России за отмену крепостного права.

Это право отчуждало в интересах одного сословия не только труд, собственность, но и саму жизнь подавляющего большинства населения Российской империи.

Многовековое угнетение и эксплуатация приучили «народ безмолв­ствовать», кротко и смиренно переносить свою страдальческую долю, но, когда чаша терпения оказывалась переполненной, гнев и недоволь­ство проявлялись в наиболее обостренных формах.

На протяжении XVII—XVIII вв. по России прокатились четыре крестьянские войны против крепостничества. Только в первые десять лет царствования Екатерины II с 1762 по 1772 г. в разных местах России произошло до 40 крупных крестьянских волнений.

Знакомство с политической и правовой историей различных стран убеждает, что феномен отчуждения присущ любой системе полити­ческих и правовых отношений.

Везде правовая система, будучи про­изводной от юридического творчества людей, приобретает определен­ную самостоятельность, и в этом качестве начинает играть роль фактора гражданского поведения, отчуждая в той или иной степени жизненные права и интересы отдельных групп и индивидов обще­ства.

В этом процессе просматриваются некоторые общие моменты, формы правового отчуждения. Так, несомненной основой права в любой стране является обычай, правовая традиция, складывающаяся в процессе длительной истории жизни конкретного общества.

В каж­дом отдельном случае эта история самобытна, но везде она порожда­ет одну и ту же проблему — проблему соответствия народному духу правовых форм политического правления.

Правовое отчуждение в этой форме не остается без изменений, но его изменения влияют на конк­ретные процессы оформления интересов людей в системе правовых актов.

Даже в тех случаях, когда государство не приобрело еще опы­та собственной достаточно продолжительной истории политического развития, данная форма отчуждения проявляется в виде заимствова­ния обычаев и традиций других стран.

Проблема соответствия народного духа и правовых форм полити­ческого правления уникально проявилась в истории Российского госу­дарства. С удивительным постоянством народ в России оставался без­молвным.

Испытывая насилие и произвол со стороны властей, он мирился с тем правительством, которое непременно бы выгнали в дру­гих странах.

Вековой гнет самодержавной власти, задавленность нуж­дой и бесправием, отсутствие примеров положительного исхода борь­бы сделали свое дело — привели народ к редкой покорности властям, терпимости, неспособности даже понять, не то что отстоять жизненно важные интересы.

Как прошлая, так и нынешняя история изобилует примерами на сей счет.

Распространенной формой правового отчуждения является отчуж­дение личности в существующей правовой системе, в конкретных ин­ститутах и организациях власти.

В каждом конкретном случае индивид застает уже готовую систему права, которая приписывает ему вполне определенное гражданское поведение, уже тем самым отчуждая само­стоятельность его потребностей и интересов.

Конкретное состояние установленных норм, принципов, положений действующей системы политико-правовых институтов вполне может служить основанием для вывода о степени правового отчуждения личности.

Даже, казалось бы, незначительные изменения в этой системе могут существенно влиять на конкретное состояние отчуждения. Например, советская правовая система не предусматривала ограничения срока пребывания на важ­нейших руководящих должностях в государстве (партии).

Эта норма, четко прописанная в правовых системах западных стран, могла бы бо­лее существенно повлиять на особенности политического развития со­временной России.

Исторический опыт показывает, что наиболее жизнестойкими, по­зволяющими быстрее преодолевать наиболее крайние формы правово­го отчуждения оказываются политические системы, гибко реагирующие на происходящие в обществе перемены, имеющие институты противодействия процессам односторонней узурпации власти и оторван­ности от народа.

Политические системы на Западе оказались более стабильными именно потому, что государственно-правовые институты общества, сохраняя свою жизнеспособность, постоянно совершенство­вались.

Правовое отчуждение личности в процессе участия в политическом и правовом строительстве тесно связано с развитием прямой и предста­вительной демократии.

Права и свободы граждан на митинги и ше­ствия, забастовки и акции протеста, другие формы непосредственной демократии значительно влияют на степень правового отчуждения, сни­жая его уровень, создавая атмосферу непосредственной сопричастнос­ти граждан с процессом развития правовой и политической жизнедея­тельности общества.

Наиболее высока степень участия граждан в регулировании общественного развития через формы непосредствен­ной демократии, а также стремление к такому участию в исторические периоды бурных общественных перемен, в годы революций, перестро­ек и прочих социальных настроений.

Под воздействием непосредственного проявления воли больших масс людей общество порой начинает двигаться семимильными шагами к более прогрессивному состоянию, отбрасывая нормы, законы, правила поведения, которые на протяжении столетий сковывали инициативу масс, отчуждали их от участия в делах государства.

Свою положительную роль в преодолении правового отчуждения личности играют и формы представительной демократии.

Прямое и косвенное участие граждан в делах общества и государ­ства дает возможность преодолеть состояние отчуждения, возникаю­щее в процессе формирования и функционирования правовой системы.

Ситуация, когда результаты правотворческой деятельности ока­зываются фактором правового отчуждения личности, может быть вы­звана к жизни иными по своей природе обстоятельствами.

Так, в об­ществах с низкой правовой культурой люди часто сталкиваются с парадоксальной ситуацией, когда государство принимает множество законов, а их как будто бы вовсе и нет. То есть они-то, конечно, есть, но не ими руководствуются граждане в своей повседневности.

Там, где «закон что дышло», люди привыкают считаться с иными обстоя­тельствами: с прецедентом, с мнением начальства, с силой и принуж­дением. К сожалению, эти традиции оказались очень живучими в рос­сийской государственности.

Слова В. О. Ключевского о том, что в России «обильное законодательство при отсутствии закона» оказа­лись справедливыми не только по отношению к порядкам XVIII в.

И сегодня обычной является ситуация, когда закон вроде бы вступа­ет в силу с момента его опубликования, а граждане еще долго не мо­гут им воспользоваться, потому что чиновник «наивно» уверяет их в необходимости ждать по принятому закону разъяснений и толкова­ний начальства.

Отсутствие правовой культуры как факта правового отчуждения может проявляться и в несколько иной плоскости, когда личность ока­зывается вне права и политики по причине собственной правовой и политической несостоятельности.

Отсутствие образования и специ­альных знаний, низкая общая культура и недостаточный профессионализм, незначительность личного опыта борьбы за свои права и ин­тересы — все это может свести на нет любые попытки изменить правовую и гражданскую жизнь к лучшему.

«Неграмотный человек вне политики» — это известное выражение не нуждается в особых комментариях. Правда, оно было высказано в ситуации, когда нужно было привлечь население к строительству новой жизни.

Есть и дру­гая его сторона: неграмотный человек — прекрасный объект полити­ческих манипуляций. Как правило, у него отсутствует собственная устойчивая позиция по тем или иным проблемам общественного раз­вития; он легко поддается воздействию массированной пропаганды и потому именно такой человек оказывается чаще всего обманутым в своих правовых надеждах и ожиданиях.

Разнообразные формы правового отчуждения личности теснейшим образом взаимосвязаны, создавая в своем единстве конкретное поле политических прав, свобод и зависимостей.

Это непреходящий и по­стоянно меняющийся в своем состоянии фактор общественного разви­тия.

Только в борьбе за свои права и интересы человек может рассчи­тывать обрести желаемую степень свободы и преодоления отчужденного состояния в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)