Период СССР

В 1960 году создан Институт дошкольного воспитания АПН (Академии педагогических наук) СССР. Исходный принцип воспитания – «идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания», связь содержания и воспитания с жизнью советских людей.

«Программа воспитания в детском саду» (типовая), утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР с 1962 по 1989 гг. переиздавалась 9 раз.

На первом месте – фигура воспитателя. Он, владеющий культурно-общественным опытом, передавал его ребенку. Это формировало его авторитет среди родителей. Он посредник между культурой и ребенком.

Престижность профессии воспитателя определялась и оценивалась с точки зрения работы специалиста, способного подготовить ребенка к школе.

  • Отношения между взрослым и ребенком – «субъект-объектные».
  • Социальная обеспеченность воспитателя:
  • Стабильная гарантированная заработная плата.
  • Оплачиваемый больничный и отпуск.
  • Качественное питание.
  • Продуманный распорядок дня.
  • Типовая программа обучения и воспитания.

Увеличение дошкольных учреждений и острый дефицит кадров обусловили появление новой формы обучения – одногодичных педклассов в средней школе (закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958)).

90-е гг. XX века

В 1991 году утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении», которое отменяло порядок действия типовой программы как обязательного единого документа и ДОУ давалась возможность выбирать себе программу из имеющихся, вносить изменения, разрабатывать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

Предложен демократический личностно-ориентированный подход в образовании. Ребенок – не объект обучения, а полноправный участник педагогического процесса.

Интересно
Основная задача воспитателей в это период – выживание. Отток воспитателей из профессии. Неформальная коммерциализация – сбор родительских средств на канцтовары, на подарки к праздникам, мелкий бытовой ремонт, покупку игрушек и предметов интерьера для группы. Стали вводиться платные дополнительные кружки, а также нелегитимные платежи (взятки администрации, спонсорская помощь, приобретение оборудования, ремонт и др. услуги).

«Нулевые» XXI века

Введены в действие сначала Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 16 марта 2010 г.). Предписан отход от «поурочной» системы обучения в детских садах в пользу бОльшей свободы воспитания. Субъект-субъектное взаимодействие с детьми.

Воспитатель может создавать свою программу и реализовывать ее.
Вводится подушевое финансирование (в зависимости от количества детей в группе). «Прозрачная» система управления: введение управляющих советов, состоящих из родителей, педагогов, представителей власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)