Педагогические условия организации оздоровительной физической культуры в жизнедеятельности дошкольников

Занятия оздоровительной физической культурой с детьми дошкольного возраста имеют определенные отличия от занятий обычной физической культурой. Цель оздоровительного занятия – повышение или поддержание уровня физической дееспособности и здоровья детей.

Основная направленность оздоровительной физической культуры – повышение функционального состояния детского организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т. е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха детей.

Для того чтобы физкультурные занятия c оздоровительной направленностью оказывали на дошкольников только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил.

Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности детей дошкольного возраста добавления должны составлять 3–5 % в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая детский организм, наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и ложными заданиями, можно следующими способами:

  • увеличение частоты занятий;
  • увеличение продолжительности занятий;
  • увеличение плотности занятий, т. е. времени, которое уходит непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45–50 %, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70–75 % общего времени занятий
  • увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;
  • постепенное расширение средств, используемых на оздоровительном физкультурном занятии, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы занимающихся детей;
  • увеличение сложности и амплитуды движений;
  • правильное построение занятий, соответствие методике физического воспитания дошкольников. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся детей можно увеличить или уменьшить разминку, основанную и заключительную части занятия.

Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7–12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.

В содержание занятия оздоровительной физической культурой должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп, приседания, переход из положения лежа в положение сидя и т. д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.)

Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы детского организма. Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, является активный двигательный режим.

В оздоровительных целях дошкольникам рекомендуется заниматься двигательной активностью 21–28 часов в неделю. Постепенное увеличение времени, выделяемого для занятий оздоровительной физической культурой детей дошкольного возраста, – вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим детей.

Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов:

  1. Экономизирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.).
  2. Антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, больший диапазон легочной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.).
  3. Антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамогипофизарной системы и др.).
  4. Генорегуляторный эффект (активация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.).
  5. Пихоэнергетизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.).

Весь этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчивость детского организма. Двигательная активность варьируется у разных детей и у одного и того же ребенка в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.

Переход от более высокого к более низкому уровню двигательной активности влечет за собой развитие детренированности детей дошкольного возраста и связан с атрофией мышц от бездеятельности и, наоборот, перетренированность может вызвать гипертензию мышц.

А.Н. Крестовников, И.А. Аршавский, О.В. Силина и др. рекомендуют заниматься дошкольникам физическими упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия образуется при биохимических реакциях с участием кислорода, т. е. в аэробном режиме. Такие занятия физической культурой практически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы.

По данным физиологов, наиболее эффективны занятия для детей 5–6 лет с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают частоту сердечных сокращений от 140 до 160 уд/мин. Такое занятие обеспечивает развитие общей выносливости. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при частоте сердечных сокращений от 144 до 156 уд/мин.

Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного эффекта при использовании физических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.

Существует несколько способов регламентации нагрузок:

  • по относительной мощности (в % к МПК – максимальное потребление кислорода);
  • по абсолютным и относительным значениям числа повторений упражнений (количество повторений, % к максимальному числу повторений);
  • по величине физиологических параметров (частота сердечных сокращений, энергетические затраты);
  • по субъективным ощущениям.

Дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок. Во время занятия оздоровительной физической культурой диапазон рекомендуемой мощности колеблется в довольно широких пределах, составляя 40–90 % МПК. Наиболее рациональной является интенсивность 60–70 % МПК.

Дозирование по частоте сердечных сокращений. Регламентация нагрузок с учетом уровня максимального потребления кислорода или максимальной работоспособности весьма затруднительна в условиях использования массовых форм физической культуры. Поэтому в практике нагрузки чаще дозируются по частоте сердечных сокращений.

Во время занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности сердце детей дошкольного возраста должно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Задавая физическую нагрузку детям по пульсу, можно дозировать величину физиологических сдвигов, к которым должно привести занятие.

Это несравненно более объективно, чем дозирование физической нагрузки по объему и интенсивности выполняемых упражнений. Хорошо известно, что одна и та же нагрузка может вызвать неодинаковое увеличение частоты сердечных сокращений у разных детей и если для одного эта нагрузка окажется недостаточной, то у другого вызовет перенапряжение.

Дозирование в соответствии с энергетическими затратами. Частота пульса отражает не только интенсивность работы сердечно-сосудистой системы, но и напряжение практически всех систем организма, в том числе и энергообмена. Между частотой пульса и расходом энергии существует прямая зависимость. Зная частоту пульса и количество времени, затраченное на выполнение физических упражнений, можно подсчитать сделанные энерготраты.

Дозирование по числу повторений физических упражнений. Число повторений одних и тех же упражнений колеблется в диапазоне 6–20. Способ дозирования упражнений предусматривает учет максимального числа повторений (МП) в течение определенного промежутка времени (15–30 секунд).

В оздоровительной тренировке дозировка нагрузки находится на диапазоне 20–50 % МП. Во время занятия оздоровительной физической культурой с дошкольниками для повышения физической работоспособности следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, скоростную, скоростно-силовую). Детям с высоким уровнем физического состояния так же целесообразно заниматься 3 раза в неделю в целях дальнейшего совершенствования физической работоспособности и подготовленности.

Таким образом, оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)