Педагогическая поддержка

Концептуальные идеи педагогической поддержки, сформулированные О.С. Газманом в начале 90-х годов, были затем развиты группой его соратников (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, К. Валстром, М.В. Гусаковский, П. Зваал, А.В. Иванов, Н.В. Иванова, Н.Б. Крылова, Т.А. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, П. Понте, Р. Романо, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская и др).

Педагогическая поддержка рассматривается как основание процесса индивидуализации образования, саморазвития личности ребенка; составляющая культурной парадигмы современного образования; принцип личностно-ориентированной педагогики; вид деятельности; функция участников образовательного процесса; основа современной культуросообразной школы; как организационно-управленческая система.

Интересно
О.С. Газман под педагогической поддержкой понимал процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности.

Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие самостоятельности человека, саморазвитие.

Основные принципы, обеспечивающие педагогическую поддержку: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности ребенка, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, сотрудничество, содействие, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность, безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства, реализация принципа «Не навреди», обучение приемам педагогической самозащиты.

Предметом педагогической поддержки становится совместное с ребенком определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих его индивидуальному развитию. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность в самом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в материальных условиях. Только при наличии осознанной, специально созданной и планомерно осуществленной системы педагогической поддержки ребенка в процессе образования можно говорить, что само это учреждение ориентировано на ее осуществление.

Педагогическая поддержка – помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного саморазвития в процессе социализации и духовного самосовершенствования.

Педагогическая поддержка необходима ребенку в его физиологическом, психическом, социальном, духовно-нравственном развитии, которые характеризуются как виды педагогической поддержки.

1. Физиолого-педагогическая поддержка – обеспечение физического здоровья, осознание необходимости безопасного образа жизни и физического развития организма.

Обеспечение физической безопасности ребенка включает, во-первых, ограждение от жизненных невзгод, от холода, голода, бытовых неурядиц; во-вторых, оно включает охрану физического здоровья и создание условий для его развития:

  • выявление заболеваний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и своевременное направление на лечение;
  • помощь в осознанном овладении основами физической культуры (физические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа).

2. Психолого-педагогическая поддержка – это совокупность способов и мер, которые направлены:

  • на оказание помощи в осознанной психологической стабилизации личности; избавление от психологических комплексов, развитие психологической защищенности;
  • на поддержание положительных эмоций, оптимистического взгляда на мир;
  • на развитие психологической устойчивости личности; г) на развитие творческой активности личности, способности осознать и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, защищать свою уникальность.

Социально-педагогическая поддержка – это система способов, средств, мероприятий, которая:

  • предотвращает межличностные конфликты и развивает позитивные контактные отношения между людьми;
  • способствует осознанному развитию способностей и интересов человека; защите его прав; выступает как проявление взаимодействия субъекта с природой и людьми в различных видах деятельности и общения: учебной, трудовой и профессиональной, досуговой;
  • осознанно развивает качества и черты характера, необходимые для успешной социализации и индивидуализации.

Духовно-нравственная педагогическая поддержка – это система способов, которая:

  • предотвращает негативное влияние антигуманных и безнравственных взглядов, деструктивных субкультур;
  • способствует осознанному развитию духовных и нравственных качеств и чувств.

Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.

Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)