Особенности конфликтов в высшей школе

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутвержде­ния в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты харак­тера и уровень воспитанности.

Недостаточно высокий уровень «Я-кон­цепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследо­ватели указывают, что первокурсников характеризуют обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и од­нозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов.

К старшим курсам межличностные взаимодей­ствия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимос­ти, в которых межличностные конфликты становятся редким явлени­ем.

Конфликты разрешаются самими студентами или же могут закон­читься разрывом отношений.

Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наибо­лее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов.

В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оцен­ку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту.

Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлич­но», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только Они сами.

Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личност­ные качества студента, его поведение на лекциях и практических заня­тиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке: поставить «хо­рошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации препода­ватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке».

При пре­обладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не по­ставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты в случаях неадек­ватной оценки их знаний конфликтуют в открытой форме, но чаще сту­дент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, презрения, враждебности.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством суще­ствуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы.

Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по ка­кой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например при обсуждении требований трудовой дисциплины.

Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т. п.).

Межличностные конфликты между руководством кафедры и пре­подавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда про­воцирует конфликты.

Межличностные столкновения могут возникать между преподава­телями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т. п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии «студент—сту­дент» разрешаются самими студентами, то разрешение межличност­ных конфликтов на уровне «преподаватель—студент» принимает бо­лее сложные формы.

Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:

  • при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;
  • в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие «сту­дент—преподаватель» должно заканчиваться осознанием сту­дентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;
  • ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорб­ления студента;
  • владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;
  • все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конф­ликтных ситуаций считать собственным просчетом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)