Основные факторы, влияющие на дивидендную политику компании
Дивидендная политика компаний является предметом исследовательского и учебного интереса по нескольким вопросам.
- Как компании разных рынков, организационно-правовых форм строят взаимоотношения с владельцами капитала?
- Какие факторы влияют на выбор дивидендной политики, которой компании придерживаются на длительном временном горизонте?
- Чем может быть продиктован отказ от выплаты дивидендов или другие существенные подвижки в политике?
- Когда компании начинают инициировать дивиденды и можно ли предсказать начало выплат?
- Влияет ли выбор дивидендной политики на стоимость компании и на биржевые цены ее акций?
- Что является источником для выплаты дивидендов — чистая прибыль или выпуск новых акций и продажа их «новым» акционерам?
Основные факторы, влияющие на дивидендную политику компании, представлены на рис. 22.2. Рассмотрим их подробнее.
Однако эти внешние факторы не могут объяснить различий в дивидендных выплатах внутри одной страны.
Еще одна группа факторов, способных объяснить различия в выборе дивидендов, — структура собственности и внутренние механизмы корпоративного управления (строение совета директоров, правила ротации членов совета директоров и т.п.).
Компании с хорошим корпоративным управлением при прочих равных условиях имеют более высокие дивидендные выплаты. В семейных предприятиях или компаниях с высокой концентрацией собственности дивиденды более волатильны, такие компании чаще прекращают выплаты, чем публичные компании с распыленной структурой собственности.
На совершенном рынке действует классическое правило, определяющее выплаты или невыплаты дивидендов в каждый отдельный момент: если компания не находит направлений инвестирования, отдача по которым превышает требуемый (барьерный) уровень (в упрощенном виде — среднерыночную доходность), то заработанные средства (в общем случае — чистая прибыль) должны быть направлены собственникам для самостоятельного их вложения. Однако это правило не учитывает ряд несовершенств реального мира (например, высоких налогов на дивиденды), а также психологические аспекты восприятия текущих выплат.
Так как для роста нужны финансовые ресурсы, привлечь которые с внешнего рынка при отсутствии гудвилла либо невозможно, либо очень дорого, то предприятие вынуждено работать исключительно на собственных средствах (заработанной прибыли).
У компании нет еще финансовой гибкости. С переходом на стадию зрелости успешная компания, во-первых, начинает терять инвестиционные возможности из-за ограничений на рост рынка и высокой конкуренции, во-вторых, имеет большой выбор по источникам финансирования.
Часто компании увязывают выбор начала выплат дивидендов (инициации) с получением положительного свободного денежного потока (FCF). Такой выбор естественен, так как подчеркивает, что инвестиционные решения первичны по отношению к дивидендной политике.
На практике дивидендная политика строится на учете ряда факторов, а не только инвестиционных возможностей компании. В результате операционные денежные потоки, а также привлеченные заемные средства или средства от продажи активов при определенных условиях могут быть направлены владельцам собственного капитала.
Типичными показателями, позволяющими судить о проводимой дивидендной политике компаний, являются:
- количество раз выплат дивидендов по году (ряд компаний выплачивают квартальные и полугодовые дивиденды наряду с дивидендами по результатам отчетного финансового года);
- динамика сумм, направляемых на взаимоотношения с собственниками (включая денежные дивиденды и выкуп акций);
- динамика денежных дивидендов, приходящихся на одну обыкновенную акцию, — показатель DPS;
- доля чистой прибыли отчетного года, направляемая на дивиденды, — норма дивидендных выплат. Обычно рассматривается величина денежных дивидендов, так как суммы, направляемые на выкуп акций, не всегда доступны. Это коэффициент дивидендных выплат (payout ratio, POR). С нормой реинвестирования за счет собственных средств (reinvestment rate, RR) этот показатель связан следующим образом: POR = 1 – RR. По ряду компаний фиксируется превышение сумм, направляемых на дивиденды, над чистой прибылью отчетного года. Могут использоваться и другие индикаторы, например дивиденды как процент от операционного потока денежных средств, как процент от выручки от продаж, как процент от рыночной капитализации, где рыночная капитализация — это общая рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций;
- дивидендная доходность как отношение выплаченного в денежной форме дивиденда на акцию за отчетный год к цене этой акции на конец года;
- выкупы акций по году (число выкупов и суммы, направляемые на выкуп);
- наличие программ реинвестирования дивидендов (предложения для акционеров о покупке акций компании на причитающиеся суммы денежных дивидендов).
Пример. Основные параметры по дивидендной политике ОАО «Вымпелком» приведены в табл. 22.1. Цель дивидендной политики (одобрена Советом директоров в марте 2007 г.) формулируется следующим образом: «обеспечить оптимальный возврат капитала акционерам компании как за счет увеличения стоимости компании, так и за счет потока наличных денежных средств. Политика формулирует определенные ограничения и принципы, соблюдение которых необходимо для выплаты дивидендов, включая определенные финансовые коэффициенты и требование, чтобы у компании был положительный поток свободных денежных средств в предшествующем финансовом периоде. В таком случае совет директоров рассмотрит ситуацию, оценит возможность выплаты дивиденда на обыкновенные акции и размер дивиденда». Компания фиксирует сумму дивидендов к величине консолидированной чистой прибыли компании, рассчитанной по стандартам US GAAP.
Как можно видеть из таблицы, компания в течение рассматриваемого периода времени четко следовала своей дивидендной политике. В 2005 году ОАО «Вымпелком» не получило положительный свободный денежный поток, поэтому дивиденды не были выплачены по результатам года. В 2006 и 2007 годах компания получила положительный свободный денежный поток, на выплату дивидендов было направлено порядка 40% от чистой прибыли. В 2008 году из-за финансово-экономического кризиса денежные потоки и чистая прибыль существенно упали, и руководство компании приняло решение не выплачивать дивиденды за 2008 г.
Основные показатели дивидендных выплат позволяют ответить на следующие вопросы, традиционно интересующие инвесторов:
- Выплачивает ли компания дивиденды и является ли дивидендная политика устойчивой (когда получение выгод и их форма объясняются неким разумным для инвестора образом)?
- На какую долю финансового результата может рассчитывать инвестор, в какой форме и как часто за год ее получить?
В зависимости от выбираемой компаниями дивидендной политики инвесторы различают «акции роста», по которым не платится дивиденд или дивидендная доходность минимальна, и «акции дохода», которые обеспечивают инвесторам стабильное получение дивидендов. Как правило, акции дохода характеризуют компании в стадии зрелости.
Основными видами дивидендной политики являются:
- остаточная политика выплат (дивиденды каждого года непостоянны и зависят исключительно от инвестиционной программы каждого года и выбранной политики структуры капитала);
- фиксируемая формула для ежегодных выплат (фиксированный или растущий с заданным темпом дивиденд на акцию, постоянный дивидендный выход). Некоторые компании фиксируют именно дивидендный выход, показатель DPS при этом меняется в зависимости от чистой прибыли. Политика растущего дивиденда на акцию, как правило, выбирается при наличии фундаментальных факторов роста финансовых результатов;
- не снижающиеся по годам минимальные дивиденды на акцию при наличии эпизодических дополнительных выплат («подарков» акционерам, «экстра-дивидендов»).
Крупные публичные компании российского рынка имеют устойчивую дивидендную политику (отдельные положения раскрываются для широкого доступа). Так, металлургические компании «Норильский никель», «Северсталь», «НЛМК» устанавливают дивидендный выход на уровне 25% чистой прибыли. Низкая планка в 15% консолидированной чистой прибыли при расчете дивидендов фиксируется в дивидендной политике ОАО «Лукойл» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК).
Минимум в 10% от чистой прибыли по US GAAP зафиксирован в дивидендной политике ОАО «Роснефть». В соответствии с дивидендной политикой ОАО «Газпром» дивиденд «строится» из двух частей: гарантированной и переменной. Для расчета гарантированной части руководство принимает во внимание наименьшее значение из двух величин: 10% от чистой прибыли по РСБУ или 2% от средневзвешенной капитализации за год.
Пример. Распределение прибыли ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ОАО ИЭСК) по результатам 2009 г.:
- в резервный фонд — 11 211 750 руб.;
- на выплату дивидендов — 60 558 482,22 руб.;
- на инвестиционную деятельность в производственных целях для развития электроэнергетики Иркутской области — 143 043 000 руб. по следующим приоритетным объектам:
- строительство подстанции «Прибрежная» в г. Ангарске — 93 043 000 руб,
- строительство объектов электроснабжения в п. Западный (с. Хомутово) — 25 000 000 руб.,
- реконструкция высоковольтных линий в г. Усть-Кут-Киренск — 25 000 000 руб.
По результатам за 2009 г. компания выплатила дивиденды денежными средствами в размере 0,013 руб. на одну акцию (срок выплаты был установлен до 31 декабря 2010 г).
- Финансовые механизмы работы служб взаимоотношений
- Корпоративное управление как система механизмов поиска консенсуса интересов стейкхолдеров
- Рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с рынком капитала
- Задачи и функции подразделений компании, отвечающих за связи с ключевыми стейкхолдерами
- Мотивы и цели слияний и поглощений
- Определения слияний и поглощений
- Налоговое поле компании и основные элементы налогообложения
- Организация процесса налогового планирования
- Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу