Операционный рычаг
Операционный рычаг – это степень влияния структуры затрат на выручку от реализации продукции. Операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема реализации.
Из-за разного влияния на прибыль постоянных и переменных затрат прибыль и выручка всегда изменяются разными темпами. В основе изменения эффекта производственного рычага лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия.
Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки от реализации.
В конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его
использования:
- Положительное воздействие производственного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности,.
- По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться.
- Механизм производственного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
- Между производственным рычагом и прибылью предприятия существует обратная зависимость.
- Эффект производственного рычага проявляется только в коротком периоде.
Понимание механизма проявления операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных расходов, которые при снижении доходов предприятия трудно поддаются уменьшению.
Использование данного подхода позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать; обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др.
- Маржинальный доход
- Точка безубыточности и методы ее расчета
- Принятие решений по производству новой продукции
- Планирование ассортимента продукции
- Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия
- Сущность и цели бюджетирования
- Методы достижения целевой себестоимости
- Методы калькулирования полной и неполной себестоимости
- Калькуляция в управлении затратами
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу