Номенклатура потребительских свойств и показателей

Различные группы товаров обладают разным набором свойств, проявляющихся непосредственно в процессе потребления (эксплуатации) и характеризующих полезный эффект потребления изделия. Эти свойства носят название потребительских.

Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, практическую полезность, удобство пользования и эстетическое совершенство.

Структура потребительских свойств служит основой формирования перечня потребительских показателей качества. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна в основном соответствовать номенклатуре его потребительских свойств. В зависимости от видов удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества товаров подразделяют на группы. Номенклатура показателей качества потребительских товаров, кроме потребительских показателей, может включать также показатели технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, патентноправовые и др.

Структуру потребительских свойств и показателей качества уточняют в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления

При оценке качества товаров необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие затраты потребителя на приобретение, эксплуатацию и обслуживание изделия в процессе его потребления. Отношение полезного эффекта, полученного потребителем в результате использования изделия, к суммарным затратам потребителя служит интегральным потребительским показателем качества товаров народного потребления.

Интересно
К потребительским показателям качества товаров относят шесть групп показателей: функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности.

В случае необходимости анализ и оценка качества товаров проводятся с учетом их социального назначения, определяющего совокупность социальных требований потребителей к качеству товаров как предметов массового опроса и потребления. Показатели социального назначения составляют особую группу показателей, рассматриваемых на этапе предварительного анализа качества товаров и определяющих целесообразность проведения оценки по другим группам потребительских показателей качества товаров.

Потребительское свойство товара-свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей. Потребительские свойства товаров народного потребления обеспечивают пригодность изделий удовлетворять материальные и культурные потребности в соответствии с их назначением при эксплуатации или потреблении. В совокупности с другими свойствами они обусловливают качество товаров, их потребительную стоимость.

Проявление потребительских свойств зависит как от технического уровня выпускаемой продукции, так и от изменения общественных потребностей и требований потребителей к качеству товаров. Разработка и выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества- важный этап проведения экспертизы потребительских свойств и оценки качества товаров народного потребления.

Потребительские свойства товара могут быть указаны в маркировке товара. Примерами могут быть органолептические свойства, калорийность продовольственных товаров, эстетические и эргономические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.

Термин потребитель в настоящее время не является однозначным. В частности, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” дает следующее определение потребителя. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» определяет потребителя как лицо или организацию, которые могут получать или получают продукцию или услугу предназначенные или требуемые этим лицом или организацией. Т.е. потребитель в этом случае не только лицо (физическое), но и организация.

Организация – это лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей

Продукция есть выход организации, который может быть произведен без какого-либо взаимодействия между организацией и потребителем. Выход является результатом процесса, а процесс – это совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата. В зависимости от контекста “намеченный результат” называется выходом, продукцией или услугой.

Услуга – выход организации с, по крайней мере, одним действием, обязательно осуществленным при взаимодействии организации и потребителя.

В этой статье мы будем придерживаться законодательно определенного в нашей стране термина потребитель в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1″О защите прав потребителей”. Но при этом не следует умалять и значение ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» как нормативного документа, созданного Международной организацией по стандартизации. Он идентичен международному стандарту ISO 9000:2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь” (ISO 9000:2015 “Quality management systems – Fundamentals and vocabulary”, IDT.

Некоторые авторы в Номенклатуру потребительских свойств товаров не включают технологические свойства определяя их как совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов. Безусловно, такой подход имеет право на существование. Но в то же время есть много примеров, когда технологические свойства являются составной частью качества многих товаров, как продовольственных, так и непродовольственных. Хотя при этом указывают, что «Технологические свойства наиболее присущи сырьевым товарам (сырью, материалам, полуфабрикатам), менее – потребительским товарам низкой степени готовности.

Например, крупа, мука, мясо, рыба и т. п., предназначенные для кулинарной обработки, ткани – для пошива одежды также имеют технологические свойства. Для пищевых продуктов эти свойства принято называть кулинарными (развариваемость круп, способность образовывать клейковину муки, ее количество и качество и др.)».

Интересно
Номенклатура потребительских свойств— совокупность свойств, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

Потребительские свойства подразделяются на группы и подгруппы (или же группы первого и второго уровня) в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп.

Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации

Назначение относится к числу важнейших свойств товаров. Следует отметить, что определение качества продукции в ГОСТ 15467 в качестве ключевого термина содержит назначение в том смысле, что о качестве продукции можно говорить лишь в том случае, если известно ее назначение. Например, технический картофель является наиболее подходящим сырьем для производства крахмала, но малопригоден для столовых целей.

Самолет хорош для дальних дорог, но совершенно не пригоден для передвижения внутри городов. Меховые изделия прекрасно себя проявляют в районах с холодным климатом, но совершенно не нужны там, где круглый год тепло и жарко. В Бангкоке богатые женщины купили себе в Европе дорогие меховые шубы. И чтобы дать возможность им поносить свое дорогое приобретение, один таиландский предприниматель открыл ресторан-холодильник, где владелицы дорогих меховых изделий их «носят».

Решение о приобретении товара принимается, исходя из свойств назначения. Если товар не подходит потребителю по назначению, остальные свойства для него значения не имеют. Как бы ни были красивы босоножки, для эксплуатации их в зимних условиях покупать никто не станет.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы (группы второго уровня). Они представлены функциональными, социальными и классификационными свойствами.

Функциональные свойства выражаются в способности товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. Они чаще всего удовлетворяют физиологические, эргономические и органолептические потребности или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т. п.). Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров— это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.

Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (кдж), а биологическая и физиологическая ценности оцениваются по количеству и соотношению незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и биологически ценных минеральных веществ. Функциональные показатели качества товара характеризуют соответствие предмета потребления целевому назначению, его способность удовлетворять потребности или служить средством удовлетворения определенной потребности – материальной, культурной и т д.

Интересно
Функциональные показатели качества подразделяются на показатели совершенства выполнения основной функции, показатели универсальности и показатели совершенства выполнения вспомогательных операций

В то же время существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей: социальных (например, ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары) или развлекательных (аудио- или видеотовары), рекреационных (медицинские, спортивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы и т . п.), а также обеспечение функционального назначения путем совместимости и взаимозаменяемости отдельных товаров или их составных элементов.

Свойства социального назначения выражают способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности

Свойства социального назначения могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и морального старения. Показатели социального назначения характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость для различных групп потребителей.

Показатель морального износа характеризует сокращение срока службы товара вследствие появления новых видов товаров и предметов потребления повышенного качества, а также изменения общественных норм и ценностных ориентаций. Так, важным фактором, влияющим на срок службы изделий легкой промышленности, являются требования моды, сезонности выпуска новых моделей и др. В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов.

Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.).

Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков. ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения» определяет надежность как свойство объекта сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Надежность – способность функционировать как и когда необходимо (ГОСТ Р ИСО 9000-2015)

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать в себя безотказность, ремонтопригодность, восстанавливаемость, долговечность, сохраняемость, готовность или определенные сочетания этих свойств. Безотказность –это свойство товара непрерывно сохранять способность выполнять требуемые функции в течение некоторого времени или наработки в заданных режимах и условиях применения.

Интересно
Ремонтопригодность – свойство товара, заключающееся в его приспособленности к поддержанию и восстановлению состояния, в котором объект способен выполнять требуемые функции, путем технического обслуживания и ремонта.

Восстанавливаемость – это свойство товара, заключающееся в его способности восстанавливаться после отказа без ремонта. Для восстановления могут требоваться или не требоваться внешние воздействия. Для случая, когда внешние воздействия не требуются, может использоваться термин самовосстанавливаемость. Долговечность является свойством товара, заключающимся в его способности выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях использования, технического обслуживания и ремонта до достижения предельного состояния.

Предельное состояние – состояние товара, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Недопустимость дальнейшей эксплуатации устанавливается на основе оценки рисков, тогда как нецелесообразность или невозможность восстановления может устанавливаться различными способами. Критерий предельного состояния – признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные в документации на него.

Работоспособное состояние – состояние объекта, в котором он способен выполнять требуемые функции

Сохраняемость – свойство товара сохранять способность к выполнению требуемых функций после хранения и (или) транспортирования при заданных сроках и условиях хранения и (или) транспортирования.

Готовность есть свойство объекта, заключающееся в его способности находиться в состоянии, в котором он может выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания и ремонта в предположении, что все необходимые внешние ресурсы обеспечены. Готовность зависит от свойств безотказности, ремонтопригодности и восстанавливаемости объекта.

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости предметов потребления.

Показатель надежности – количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность товара.

Единичный показатель надежности – показатель надежности, характеризующий одно из свойств, составляющих надежность товара. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, восстанавливаемости, долговечности, сохраняемости, и не являются показатели готовности.

Комплексный показатель надежности -показатель надежности, совместно характеризующий несколько единичных свойств, составляющих надежность товара

Для сложных бытовых машин и приборов имеют значение все группы показателей. Для предметов потребления, не выполняющих технически сложных функций, а также для группы неремонтируемых изделий в качестве основных показателей надежности служат показатели долговечности и сохраняемости.

Безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов. Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для сложнотехнических товаров (бытовой техники), оборудования, транспортных средств и т. п.

Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (фотоаппаратов, киноаппаратов, радиоприемников, магнитофонов, телевизоров, стиральных машин, полотеров, пылесосов, некоторые товары для детей, сельхозтехника для садоводов-любителей, бытовая снегоуборочная техника и др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. К показателям безотказности относятся следующие.

Вероятность безотказной работы – это вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ товара не возникнет

Средняя наработка до отказа есть математическое ожидание наработки товара до отказа. Гамма-процентная наработка до отказа – это наработка до отказа, в течение которой отказ товара не возникнет с вероятностью, выраженной в процентах.

Средняя наработка между отказами – математическое ожидание наработки объекта между отказами

Гамма-процентная наработка между отказами – наработка между отказами, в течение которой отказ товара не возникнет с вероятностью, выраженной в процентах. Интенсивность отказов – условная плотность вероятности возникновения отказа товара, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.

Интересно
Параметр потока отказов – предел отношения вероятности возникновения отказа восстанавливаемого товара за достаточно малый интервал времени к длительности этого интервала, стремящейся к нулю.

Показатели долговечности характеризуют свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность его дальнейшей эксплуатации (потребления). При расчете долговечности используются характеристики, позволяющие определить срок службы или ресурс изделия в условиях, приближенных к конкретным условиям эксплуатации (потребления) изделия. К показателям долговечности относятся следующие. Средний ресурс – математическое ожидание ресурса.

Гамма-процентный ресурс – это суммарная наработка, в течение которой товар не достигнет предельного состояния с вероятностью, выраженной в процентах.

Средний срок службы – математическое ожидание срока службы. Гамма-процентный срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой товар не достигнет предельного состояния с вероятностью, выраженной в процентах.

Показатели ремонтопригодности и восстанавливаемости характеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению. К показателям ремонтопригодности и восстанавливаемости относятся средняя продолжительность гарантийного и текущего ремонта (среднее время восстановления), проведения срочного ремонта и ремонта на дому, их трудоемкость, вероятность восстановления, интенсивность восстановления и др.

К показателям готовности относится коэффициент готовности, который определяется как вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в данный момент времени.

Интересно
Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Если же эти потери происходят, они должны быть экономически оправданны.

Сохраняемость присуща всем товарам, так как хранение – неизбежный этап любого товародвижения. Это свойство особенно важно для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара. Показатели сохраняемости характеризуют свойство изделия сохранять исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и транспортирования. Их значение определяется сроком хранения, сроком годности к употреблению (календарной продолжительностью хранения и транспортирования изделия), в течение которого значения заданных показателей качества остаются неизменными.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Эргономические свойства подразделяются на следующие подгруппы: антропометрические, физиологические, психологические и органолептические (психолого-физиологические) свойства.

Интересно
Антропометрические свойства – способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежнообувных.

Для продовольственных товаров антропометрические свойства также имеют свое применение. Например, размеры кондитерских изделий (конфет, карамели), твердость мучных кондитерских изделий, сахара, размеры консервных банок и т.д.

Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании

Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Органолептические (психолого-физиологические) свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

В основном они характеризуются органолептическими показателями, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности.

ГОСТ ISO 5492-2014 «Органолептический анализ. Словарь» определяет органолептический анализ как исследование с целью оценки органолептических характеристик продукта с помощью органов чувств.

Органолептический испытатель – лицо, которое принимает участие в органолептическом анализе. Отобранный испытатель – испытатель, выбранный за свои способности выполнять органолептическое испытание. Эксперт-испытатель в области органолептического анализа- отобранный испытатель, продемонстрировавший высокую сенсорную чувствительность, имеющий специальную подготовку и опыт участия в органолептических тестах и способный давать хорошо воспроизводимые результаты органолептических оценок различных продуктов.

Дегустация – органолептическая оценка пищевого продукта в ротовой полости

Продукт -съедобное или несъедобное вещество, которое можно оценить с помощью органолептического анализа. Критерий качества – одно свойство или одна характеристика, выбранная среди прочих для оценки общего качества продукта.

Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Эстетические показатели характеризуют способность предмета потребления выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности, целесообразности, технического совершенства и др.).

В группу эстетических показателей входят следующие показатели:

  • информационной выразительности;
  • рациональности формы;
  • целостности композиции;
  • совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида.

Показатель информационной выразительности характеризует способность изделия отражать сложившиеся в обществе прогрессивные эстетические представления и культурные нормы.

Информационная выразительность товаров народного потребления проявляется:

  1. В художественно-образном выражении социально значимой информации (знаковость).
  2. В своеобразии признаков формы, выделяющих данное изделие среди аналогов (оригинальность).
  3. В устойчивых признаках формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие).
  4. В признаках внешнего вида, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).

Показатель рациональности формы характеризует соответствие эстетически значимой формы объективным условиям производства и эксплуатации изделия, а также выраженной в ней функционально-конструктивной сущности изделия.

Рациональность формы товаров народного потребления определяется:

  • соответствием эстетически значимой формы изделия его назначению, конструктивному решению и применяемым материалам;
  • выявлением в форме способа и удобства действий человека с изделием (эргономическая приспособленность).

Показатель целостности композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями.

Целостность композиции товаров народного потребления определяет эффективность использования профессионально-художественных средств для создания композиционного решения и проявляется в следующем:

  • В общей логике пространственного строения формы, ее масштабной, пропорциональной и ритмической организации (организованность объемно-пространственной структуры).
  • В художественном осмыслении работы конструкции и материалов (тектоничность).
  • В характере моделировки, взаимных переходах и связях объемов, плоскостей и очертаний формы (пластичность).
  • В соподчиненности графических и изобразительных элементов общему композиционному решению (упорядоченность графических и изобразительных элементов).
  • Во взаимосвязи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).

Показатель совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида характеризует качество работы и оказывает влияние на особенности эстетического восприятия формы товара.

Совершенство производственного исполнения достигается:

  • чистотой исполнения контуров, округлений и соединений отдельных элементов (чистота выполнения контуров и сопряжений);
  • тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей (тщательность покрытий и отделки);
  • четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов (четкость исполнения знаков и сопроводительной документации);
  • сохранностью элементов формы и поверхности от повреждений, стирания и изменения декоративных покрытий (устойчивость к повреждениям).

Экологические свойства- свойства, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую природную среду при потреблении товаров. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую природную среду, возникающих при эксплуатации или потреблении товаров.

К экологическим показателям относятся:

  1. Содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду.
  2. Вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товаров.
  3. Необратимые изменения в окружающей среде в результате использования данного изделия.

При оценке качества товаров с учетом экологических показателей следует исходить из требований (норм), обусловленных стандартами, рекомендациями и правилами ИСО и других международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы, а также системой государственных стандартов в области охраны природы.

Безопасность и безвредность – свойства, обеспечивающие безвредность и безопасность потребления изделия для человека.

Согласно ГОСТ Р 56691-2015 «Безопасность потребительских товаров. Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции», безопасность – свобода от неприемлемого риска, а опасность – потенциальный источник вреда.

Безопасность товара – состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортирования и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем (ГОСТ 51303-2013). Показатели безопасности характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность для человека при потреблении (эксплуатации). Показатели безопасности должны учитывать требования, выполнение которых обеспечивает защиту человека от возможной опасности и вредных для здоровья воздействий.

Виды безопасности: химическая, биологическая, механическая, электрическая, электромагнитная, радиационная, пожарная. Химическая безопасность товаров связана отсутствием у них источника эмиссии и образования химических веществ в концентрациях, опасных для организма человека. Биологическая безопасность товаров обусловлена отсутствием у товара биологических источников, наносящих вред здоровью и жизни человека. Биологическая опасность товаров обусловлена негативным действием микроорганизмов и насекомых, накапливающихся и развивающихся на продуктах питания и непродовольственных товарах.

Интересно
Механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья, имущества потребителей, который может быть вызван механическими воздействиями.

Электрическая опасность обусловлена риском поражения электрическим током при контакте с незащищенными токопроводящими элементами, отсутствием требуемой изоляции, наличием утечки токов и отсутствием обязательного заземления электронных и электробытовых товаров. Электрическая безопасность— система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Электромагнитная безопасность – система знаний, посвящённая возможному вреду, наносимому человеку электромагнитным излучением

Электромагнитная безопасность товаров основана на отсутствии недопустимого риска для жизни, здоровья, имущества потребителей, связанного с отрицательным действием электромагнитного излучения. Радиационная безопасность товаров связана с отсутствием у них ионизирующих излучений.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. N9123-ФЗ, пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”).

По горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы (кроме строительных, текстильных и кожевенных):

  • негорючие – вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);
  • трудногорючие – вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
  • горючие – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Методы испытаний на горючесть веществ и материалов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Из горючих жидкостей выделяют группы легковоспламеняющихся и особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей, воспламенение паров которых происходит при низких температурах, определенных нормативными документами по пожарной безопасности.

Пожарная опасность строительных, текстильных и кожевенных материалов характеризуется следующими свойствами:

  • Горючесть.
  • Воспламеняемость.
  • Способность распространения пламени по поверхности.
  • Дымообразующая способность.
  • Токсичность продуктов горения.

При оценке качества потребительских товаров с учетом показателей безопасности необходимо исходить из требований (норм), определяемых стандартами, рекомендациями и правилами ИСО, МЭК и других международных организаций по стандартизации, а также Системой государственных стандартов по безопасности труда, правилами и нормами по технике безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)