Направления педагогической деятельности по Б. Э. Риэрдон
Толерантность. Признание прав других на жизнь и достоинство.
Узнавание. Доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других культур.
Отношение к различиям. Признание позитивных аспектов paзнoo6paзия. Понимание уникальности. Умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.
Дополнительность как принцип отношения к различиям. Способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество.
Взаимность как основание для стремления к сотрудничеству. Способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения.
Культура мира. Признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей; осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп.
Выделенные направления определяют специфику решения педагогических задач по воспитанию и обучению толерантности на основе активизации совместной деятельности.
Активное обучение способствует тому, что воспитанник не сосредоточивается на неудачах, промахах, а ищет способы их исправления прежде всего в себе, а также позволяет ему максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал, убедиться в верности как мнения других, так и своего собственного.
Рост самостоятельного проявления толерантности наблюдается тогда, когда между воспитанниками развивается взаимная требовательность и взаимная помощь.
Одним из способов самостоятельного осуществления учащимися толерантных отношений является создание различных ситуаций, раскрывающих жизнедеятельность человека во всей ее целостности, разносторонности и гармоничности.
Решение этой задачи осуществляется переводом социальной ситуации развития воспитанника в педагогическую.
Педагогическая ситуация — та же социальная ситуация, но только особым образом интерпретированная педагогом. Она позволяет воспитаннику включиться в культуру через диалог с Другим.
Умение вести диалог в условиях засвидетельствования ценностей, а не выяснения отношений дает педагогу возможность показать, что он намерен учиться чему-то у своих воспитанников, открывать новое видение вопроса (А. Г. Козлова).
Таким образом, педагог признает наличие и правомерность существования параллельно с тобой другого качества бытия, отказавшись при этом от его количественной оценки по принципу «лучше — хуже», «больше — меньше», «слабее — сильнее», т.е. не подавляя других, не позволяет подавлять и себя.
Это специфическая форма обмена духовно-личностными потенциалами, способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности субъектов общения.
В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его толерантность — отказ от претензии на монопольное обладание истиной, признание собственного несовершенства, уважение права «другого» на отличие.
Диалоговость — это готовность признать множественность реальности, а значит — наличие и правомерность существования параллельно с тобой другого качества бытия.
Чем шире диапазон контактов в ситуации диалогического взаимодействия, тем более востребованным становится проявление учащимся гибкости мышления, критичности в отношении своего мнения (рефлексивная активность), навыков посредничества и ведения переговоров между сверстниками, взаимной помощи в разрешении проблем, умения соотносить индивидуальные и общественные потребности и мнения.
Человечество вступило в новый миллениум — мир поликультурный. Наверное, поэтому Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 году был учрежден Международный день толерантности — 16 ноября, который стал традиционным.
Он может служить поводом для ежегодного обсуждения роли образования в развитии толерантности, а также для широкомасштабных социально-политических размышлений и обсуждений локальных и глобальных проблем интолерантности.
В рамках одного образовательного учреждения он может быть началом для оценки достигнутого в течение года прогресса и для предложения новых подходов в решении внутришкольных проблем.
Идеи являются исходным пунктом для размышления каждого участника педагогического процесса о том, как празднование могло бы содействовать развитию культуры мира и утверждению ценностей толерантности в его сообществе.
- Современный мировой образовательный процесс
- Диалог России и Запада на разных этапах развития школы и педагогической мысли
- История образования и педагогической мысли России
- Идея толерантности в истории школы и педагогической мысли
- Идея толерантности в истории образования и педагогической мысли
- Реализация толерантности в воспитательной деятельности
- Реализация толерантности через содержание и средства обучения
- Толерантность: проблемы воспитания и способы их разрешения в педагогике
- Идеи о праздновании Международного дня толерантности по Б. Э. Риэрдон
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу