Милосердные заповеди в исламе

Известно, что ислам, как и другие мировые религии, уделяет огромное внимание формированию высоконравственной личности. В Коране и Сунне определены самые различные моральные нормы, которые охватывают жизнь человека от рождения до самой смерти.

Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому правоверному. В соответствии с вероучением, Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества. При этом в Коране речь идет не только о сопереживании, сочувствии попавшему в сложное положение, но и об оказании ему реальной бескорыстной помощи и поддержки. В изречениях пророка речь идет об обязанности мусульманина проявлять гуманное отношение к побежденному, к рабу, прощать обиды, об отказе от получения долга, если человек находится в затруднительном положении, а также о проявлении готовности помочь не только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кого охватили благородные устремления.

Особую заботу вероучение ислама проявляет о сиротах, они в числе тех, кому предназначаются средства от закята (обязательной милостыни или налога в пользу нуждающихся мусульман). Имущество сирот неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану, будет гореть в адском пламени. Кроме того, Коран запретил распространенную до этого времени практику убийства лишних детей их родителями. “И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем и их и вас: поистине, убивать их – великий грех”.

Все взрослые дееспособные мусульмане, согласно Корану, должны платить закят, считавшийся вначале милостыней, затем превратившийся в налог в пользу нуждающихся мусульман. Он “очищает”, делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят уплачивается с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2,5%, с продуктов земледелия, 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря – пятую часть (20%). Право на получение помощи от этого фонда имеют бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющие средств на возвращение, сборщики закята. Закят – ежегодное добровольно-обязательное отчуждение точно установленной части своего имущества в пользу нуждающихся. В день ежегодного праздника жертвоприношения каждый свободный мусульманин, имеющий скот или средства на приобретение жертвенного животного, должен принести жертву (одну овцу – за одного человека; одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота – за 1-7 человек. Все мясо жертвенного животного должно раздаваться неимущим.

Сложившаяся практика такова: треть мяса расходуется на праздничную трапезу семей и гостей, остальное незамедлительно раздается нуждающимся. В отношении шкуры исламом предписывается: либо использовать в домашнем хозяйстве, либо отдать бесплатно кому-либо, если же никто не возьмет, то продать, а вырученные деньги раздать как милостыню. Если человек, обязанный совершать жертвоприношение, по какой-либо причине не выполнил предписание, он должен стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни.

Так же в Коране говорится о необходимости заботиться о рабах. “Самым плохим человеком” объявил пророк того, “кто бьет своего раба”. А “тот, кто освободил раба, тот искупил свою вину перед Аллахом” – провозгласил он. Считается, что пророк Мухаммад заботился о преодолении нищенства. Он говорит о том,
что нуждающегося надо научить работать и тем самым зарабатывать на жизнь, а не кормить подаянием. Прошение милостыни считается грехом, который смыть может только огонь. Кроме обязательной ислам рекомендует раздачу милостыни сверх того – прощение долгов, освобождение невольников, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, оказание гостеприимства и защиты гостя, указание дороги путнику. Все это должно совершаться из душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчета на какие-то преимущества для себя. Рекомендуемая милостыня раздается всяком, кто имеет к этому возможность.

Она бывает трех видов:

  • единичный акт благотворительности;
  • искупительное действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, скажем поста, идущий на благотворительные цели;
  • выделение имущим части своих доходов в пользу неимущих.

Принимать милостыню может лишь человек, не имеющий возможности сам ее давать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)