Межличностная ситуация

Межличностная ситуация – основной обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетентности. Паттерн (англ. – pattern) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любая последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которые можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.

Особый случай представляет собой метод анализа конкретных ситуаций морального выбора, позволяющий диагностировать уровень нравственного развития участников. Ценность этого метода чрезвычайно велика как для задач воспитательной работы, так и для практики социально-психологического тренинга, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность

Правда, все разновидности метода анализа ситуаций имеют общий недостаток, если говорить о стабильных изменениях в структуре личности индивида, а именно – обращенность преимущественно к ее интеллектуальной стороне.

Максимальный эффект осознания проанализированной ситуации – всего лишь уверенность в том, что обучаемый, оказавшись в аналогичной ситуации, будет действовать в соответствии с усвоенным алгоритмом решения. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие ситуации, зависящее от системы его установок (отношения и самоотношения).

Методика проведения занятий при этом предусматривает следующие этапы:

  • первый (10-15 мин.) – введение обучаемых в изучаемую проблему. Руководителем обосновывается актуальность, важность темы, степень ее исследования, связь с практикой и профессиональной деятельностью;
  • второй (3-5 мин.) – постановка, изучение задач конкретной ситуации, ее оценка обучаемыми, подготовка мнения, решения и публичная защита его;
  • третий (примерно 30-35 мин.) – групповая или индивидуальная работа над ситуацией. Роль руководителя заключается в том, что он направляет деятельность обучаемых, отвечает на их вопросы;
  • четвертый (20-25 мин.) – групповая дискуссия: выступление обучаемых по результатам анализа конкретной ситуации, обсуждение различных точек зрения, оценка результатов анализа, выбор наилучшего решения для данной ситуации;
  • пятый (15-20 мин.) – итоговая беседа; подведение итогов принятия решения в данной конкретной ситуации и практические рекомендации.

Как показывает опыт проведения занятий данным методом, при напряженном ритме работы и наличии определенных навыков у обучаемых за два учебных часа можно решить две-три проблемные ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)