Функции и методы управления предприятием

В категориальном аппарате научного менеджмента – науки управления – функциям принадлежит центральное место. Слово «функция» имеет латинское происхождение и означает «выполнение, деятельность, обязанность». Функции являются материализацией управленческих законов и принципов управления.

Управление – процесс, направленный на достижение целей организации. Он представляет собой последовательность управленческих действий по решению конкретных производственных и социальных задач организации. Эти действия получили название управленческих функций.

Функции управления – это объективно обусловленный, обособившийся вид управленческой деятельности, являющийся следствием разделения труда в обществе и сфере управления и осуществляемый специальными приемами и способами.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. С позиции процессного подхода они делятся на общие и конкретные. Функции классифицируются по этапам и объектам процесса управления.

Функции, выделяемые по этапам процесса управления, называются общими, так как они присущи любой системе. Эти функции раскрывают содержание процесса управления организацией независимо от ее особенностей (размера, названия, формы собственности и т. д.). Впервые разработку общих функций управления выполнил А. Файоль. Другие авторы предложили свои варианты этих функций (рис. 4.1).

К общим функциям менеджмента относятся планирование, организация, мотивация и контроль. Характерной их особенностью является взаимное проникновение друг в друга (рис. 4.2).

Функции и методы управления предприятием

В зависимости от объекта управления выделяют множество конкретных функций менеджмента, например планирование сбыта, материально-технического снабжения, финансовое планирование. Аналогично функция организации по объектам управления может быть разбита на ряд конкретных функций: организация производства, труда, зарплаты и т. д.

Функции и методы управления предприятием

При системном подходе можно выделить три группы функций управления, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

  • общие;
  • технологические;
  • социально-психологические.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций: формирование целей, планирование, организация, контроль.

Технологические функции управления определяются двумя основными видами деятельности, составляющими содержание труда менеджера любого уровня иерархии: принятием решений и коммуникацией. Социально-психологические функции управления связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они
подразделяются на функции делегирования и мотивации.

Общие, технологические и социально-психологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему управления, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров (рис. 4.3).

Функции и методы управления предприятием

Разделение целостного управленческого процесса на функции является необходимым условием установления формальной структуры управления и разработки рациональной поведенческой концепции менеджмента в любой организации.

Общие функции отражают общий порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы в рамках как стратегического, так и оперативного менеджмента.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой взаимосвязи общих функций (рис. 4.4) начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития.

Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках созданных организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации.

Функции и методы управления предприятием

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Слово «метод» имеет греческое происхождение (methodos) и означает способ достижения какойто цели.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

В менеджменте различают:

  • методы управления функциональными подсистемами организации;
  • методы выполнения функций управления;
  • методы подготовки и принятия управленческих решений.

Выбор конкретного метода решения той или иной задачи управления осуществляется в соответствии с характером управленческого решения, принятым в организации стилем руководства, а также структурой коммуникационных сетей и информационного обеспечения системы менеджмента в организации.

Методы управления характеризуются:

  • направленностью (ориентация на систему (объект) управления: фирму, отдел, подразделение, компанию и т. д.);
  • содержанием (специфика приемов и способов воздействия);
  • организационной формой (воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий), принуждающее или мотивирующее).

В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-административные и социально-психологические методы управления всесторонне раскрыты в научной и учебной литературе по современному менеджменту. В данном учебнике авторы посчитали целесообразным подробнее охарактеризовать экономические методы управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)