Этика цитирования

Специфика научного общения состоит в том, что коммуникация в основном происходит без личного знакомства, она обезличена. Цитирования выражают не только требования логики или «техники изложения», они выступают одновременно и этико-эстетическими нормами, являясь отражением общей и профессиональной культуры, морального облика автора.

Смысл цитирования – не только поиск аргумента в свою пользу, но и корректный учет мнений, и использование результатов других учёных, работающих в этой же области.

Регулярная научная работа, необходимость получения новых фактов и знаний всегда основываются на предыдущих результатах исследований коллег, что, с одной стороны, обусловливает обязательную информированность учёного о более ранних разработках, а с другой – включение использованных публикаций в список цитированной литературы.

Интересно
В идеальном варианте все подобные публикации автор должен отразить в своей статье. Однако реально цитируется только незначительная их часть, что в первую очередь связано с ограниченным объёмом места в научной периодике.

Необходимость выбора ссылок порождает специфические этические проблемы, которые возникают при подготовке не только журнальных статей, но и монографических изданий. Цитирование и ссылки на других авторов, включение их работ в библиографию должны быть оправданы содержанием работы, а не служить «реверансом» на всякий случай в адрес возможных будущих оппонентов, рецензентов и т. п. Моральный долг исследователя состоит в цитировании по строго смысловой и логической необходимости.

Прежде всего, стараются давать ссылки на самые важные работы, причём из множества ссылок по одному вопросу выбирают наиболее значимые.

В некоторых случаях ссылаются на статьи из наиболее высоко цитируемого журнала или хорошо известного автора. При этом совсем необязательно цитирование первоисточника.

Предпочтительно ссылаться на издания, где данная проблема (вопрос) изложена наиболее детально (сборник обзоров, монография). Отклонением от моральных норм цитирования является преднамеренное умалчивание работ некоторых предшественников или достижений единомышленников. В данном случае пренебрежительное или отрицательное отношение к личности исследователя, как правило, неоправданно переносится на знания, на научные результаты.

Отсутствие ссылки на известные результаты – это также выражение пренебрежительного отношения как к автору, так и к его труду. Оно даёт основание думать о недостаточно высокой квалификации, общей культуре автора и даже даёт основание предполагать, что данный автор просто не знаком с трудами учёных, чьё альтернативное мнение он не представил во вводной части своей работы.

К числу аномалий в цитировании, вероятно, следует отнести почти полное отсутствие библиографических ссылок в публикуемой работе, а также чрезмерное увлечение ссылками на собственные работы, хотя и то, и другое имеет право на существование. Рейтинг журнала тоже зависит от цитирований. Некоторые научные издания при подаче статьи настоятельно рекомендуют авторам ссылаться на работы, опубликованные в этом периодическом издании, в последние пять лет.

Тем самым они повышают индекс цитирования статей своего журнала (импакт-фактор). Такая практика «раздувает» наукометрику, создавая всё больше цитирований и статей, взаимовыгодных для авторов и журналов, но негативно сказывающаяся на научных публикациях в целом и образе научного сообщества в глазах общества, обесценивает научные публикации Последнее также имеет этический аспект.

Таким образом, перед любым учёным при подготовке нового научного произведения встает нелёгкий выбор ссылок. При этом неизбежно возникает субъективная оценка значимости опубликованной ранее информации.

Плагиат. Одним из наиболее серьезных этических проступков в области соблюдения авторского права считается плагиат (от лат. plagio – похищаю) – умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений (плагиат текста, плагиат идей).

Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве такового может повлечь за собой юридическую ответственность. Некоторые исследователи считают допустимым копировать общие фразы, введение или начало разделов.

Иногда такое копирование составляет весомый процент текста. Многие, часто молодые, исследователи не владеют парафрайзингом и не могут грамотно перефразировать другие источники. Они считают допустимым копировать текст или вносят лишь небольшие изменения, добавляя общие слова или обороты.

Учёные – не всегда хорошие писатели, поэтому копирование введения и общих фраз и предложений, не имеющих отношения к плагиату идей, встречается нередко.

Среди профессиональных учёных плагиат распространён не столь широко. Например, примерно из 35 тыс. диссертаций, защищаемых в России ежегодно, только около 10 отклоняются Высшей аттестационной комиссией за плагиат. Причём получить ученую степень в подобных случаях стараются в основном либо далёкие от науки люди, либо творчески не состоявшиеся личности.

Интересно
Плагиат сейчас вычисляется с помощью мощных компьютерных технологий – таких, как CrossCheck.org, CrossRef.org, Turnitin.com и других. Программы показывают не только процент заимствованного текста, но и источники, которыми воспользовалсяпла гиатчик, а также дают и другие виды анализа текста: количество орфографических ошибок, процент сложных предложений и т. д.

Совершенствование методов регулирования в сфере этики научных публикаций, а также появление новых способов выявления нарушений говорит о том, что проблемы этики научных публикаций очень актуальны в современном мире и нарушения этики научных публикаций не являются большой редкостью.

Понимая социальную опасность распространения сетевого плагиата, ведущие научные державы предпринимают соответствующие меры. Борьба с плагиатом ведётся через международные и национальные этические комитеты и организации, защищающие «чистоту» (integrity, целостность) научного знания. Один из них Committee on Publication Ethics (COPE). US Office of Research Integrity (ORI) также ужесточил политику в отношении плагиата.

В Великобритании разработана универсальная компьютерная система «Детектор плагиата», которая с 2002 г. стала бесплатно обслуживать учителей и преподавателей для выявления нерадивых учащихся и студентов.

В России создан интернет-сервис AntiPlagiat.ru, который за несколько минут может оценить авторство любой студенческой работы. Внедрение системы «Антиплагиат» предусмотрено в высшей аттестационной комиссии (ВАК). Научные журналы отзывают статьи, содержащие плагиат (получает распространение термин «ретракция» в значении «отзыв статьи», от retract – «оттягивать назад»).

В 2019 г. Комиссия по борьбе с лженаукой обратилась в редакции 541 журнала с рекомендацией отозвать 2528 статей. Во всех электронных базах данных статья отмечается как отозванная, что не может не отражаться на репутации авторов.

Распространённость плагиата связана с безнаказанностью за заимствование текста и идей. Очень многие исследователи прибегают к плагиату, поскольку это позволяет увеличить количество публикаций и цитирований. При этом шанс быть пойманным и получить наказание – не такой большой. Надежда только на этические нормы, которые должны работать в научном сообществе, вряд ли остановит распространение плагиата. Необходимы жёсткие санкции плагиаторам.

Автоплагиат, самоплагиат, дублированные публикации. К числу распространенных этических недостатков в цитировании относят чрезмерное увлечение ссылками на собственные работы – автоплагиат.

Умеренная самоцитируемость в научных произведениях считается нормой, поскольку очень часто новая статья продолжает прежние работы учёного. Существенно завысить собственные показатели цитируемости в статьях, подготовленных для ведущих мировых журналов, вряд ли возможно. Это слишком бросается в глаза. Достаточно надежный барьер здесь обеспечивает принятое в ведущих научных журналах рецензирование.

Самоплагиат – это использование текста собственной уже опубликованной работы без ссылки на неё.

К самоплагиату относятся дублированные публикации – направление и публикация похожих или идентичных рукописей в разные журналы, часто на разных языках. Это публикации, выполненные на основе уже опубликованных исследований авторов, в которые внесены изменения – переделаны названия, аннотации, частично текст статьи.

«Нарезка салями» – это когда авторы публикуют лишь часть большого исследования, таким образом, получая несколько публикаций вместо одной.

Кража идей. Став ценностью науки, знание теряет «отцовство». Поэтому доказать, кому принадлежит данная идея, или доказать кражу идеи, которая нигде письменно не задокументирована, сложно. Кража идей может происходить и в деперсонифицированном виде, путем «сбора» устно высказанных идей на научных форумах (симпозиумах, конференциях и т. п.). Грани дозволенного здесь определяются только совестью учёных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)