Аппарат справочного издания

Задача аппарата — повысить информационный потенциал издания, сделать поиск информации наиболее оптимальным.

В состав аппарата справочника входят сопроводительная статья (предисловие), списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель, библиографический список, содержание (оглавление). В предисловии поясняются цели, особенности содержания справочника, приводятся рекомендации по его использованию. Предисловие в справочнике, как правило, довольно лаконично, тем не менее оно должно содержать исчерпывающую информацию об издании и правильно сориентировать читателя в отношении его задач, показать отличия от других изданий аналогичной тематики, сообщить о внесенных изменениях, если издание повторное.

Вспомогательный указатель выбирается в зависимости от особенностей конкретного справочника. Наличие алфавитного указателя для систематического справочника следует считать обязательным. В алфавитных справочниках вспомогательный указатель также весьма желателен. Вспомогательный указатель для алфавитных справочников может быть единым или составлять систему указателей разных видов.

При оформлении справочников ОСТ 29.133-99 рекомендует использовать визуально-коммуникативные элементы, применение двух из них: оглавления и переменного колонтитула — является обязательным.

Библиографические списки в разных типах изданий выполняют разную роль, их основные функции — аргументирующая и рекомендательная. В особых случаях, независимо от того, приводятся ли ссылки на литературу как на использованную или как на рекомендуемую, библиографическое обеспечение справочного издания дает возможность выйти за пределы данной книги с тем, чтобы получить расширяющееся знание. В связи с этим библиографический аппарат разных типов справочных изданий в каждом из них выполняет специфические функции. С учетом этого редактор должен анализировать отбор источников в библиографические списки.

В энциклопедиях пристатейные списки литературы должны рекомендовать наиболее авторитетные издания по данной теме, проблеме и подтверждать первичность приводимых в статье сведений. В научной энциклопедии библиографический аппарат представляет собой систему общих, частных и тематически близких вопросов, связанных системой ссылок, и имеет тенденцию к полному отражению научно ценной литературы, в том числе на иностранных языках.

Ссылочный аппарат в энциклопедиях служит для удобства поиска, он позволяет связывать родственные понятия, сокращать текст, отсылая читателя к другой статье, организовывать из алфавитно-разрозненных статей единое целое. Ссылочные статьи состоят из отвергнутого термина и принятого, например:

АККОЛАДА, см. Нотное письмо.

МНОЖЕСТВО (мат.), см. Множества теория.

ФЛЮКСМЕТР, то же, что веберметр.

Аппарат учебного издания

Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения материала, аппарат обработки издания в целом.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений. К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания. Аппарат издания в целом в общем схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности. Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Нет. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга.

Как правило, автор основное внимание уделяет собственно произведению и в меньшей степени занимается аппаратом издания. Задача редактора — определить необходимость включения каждого элемента в издание и достаточность предложенных автором элементов для аппарата организации усвоения материала и для аппарата ориентировки.

Что же касается аппарата обработки издания, то некоторые его элементы готовит редактор, подготовку других просит обеспечить автора либо поручает специалисту (например, составление предметного указателя). Рассмотрим основные направления работы редактора над аппаратом учебного издания.

В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечивать развитие у обучаемых интереса к предмету.

Элементы аппарата — предисловие, краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, а также заключение. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. В предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников. В предисловие могут быть включены характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины, принципов подхода к овладению знаниями, значимости данной дисциплины для изучения других предметов или для практического использования результатов.

В предисловии необходимы также указания на то, как работать с данным учебным изданием. Рассматривая предисловие, редактор должен оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, видов учебной работы, которые необходимо использовать при его изучении, роли данного издания в овладении определенным объемом информации. Необходимо оценить методические аспекты предисловия, опираясь на установки изучения курса.

Краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, редактор рассматривает в двух плоскостях: связь с основным текстом и правильность размещения примечаний на полосе (внутри текста, подстрочные, затекстовые).

Заключение, которое завершает изложение учебного курса, также может иметь методический характер. Его назначение — помочь обучаемому суммировать полученные знания. Редактору следует анализировать этот раздел, исходя прежде всего из целевого назначения данного элемента аппарата, подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном. Можно включить в заключение рассуждения о месте дисциплины в системе знаний, о возможностях более глубокого овладения содержанием.

При анализе заключения редактору необходимо выявить связь заключения с содержанием учебного курса, а также с содержанием той сферы деятельности, которая его отражает. Кроме того, важно, чтобы заключение, дополнения, пояснения и предисловие не дублировали, а дополняли и углубляли содержание друг друга.

Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) — важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания. Особенно важен методический аппарат для школьных учебников.

В задачи данной составляющей аппарата входят обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у обучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять теоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения. Правильно разработать аппарат организации усвоения материала прежде всего должен автор. При подготовке такого аппарата главным является хорошее знание возможностей читателей, которые аппарат решает.

Организатором и непосредственным составителем отдельных элементов аппарата обработки учебного издания в целом является редактор. Редактор должен помнить, что в данном случае необходимо использовать при подготовке аппарата существующие ГОСТы и ОСТы, которые определяют требования практически к каждому элементу.

Однако в учебном издании есть свои особенности. Так, аннотация — это краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения. читательского адреса, формы и других особенностей. Аннотация используется при отборе изданий, а также в организации рекламных кампаний. Поэтому информация, включенная в нее, должна иметь рекомендательный характер. Кроме того, в учебном издании для вуза важно точное указание специальности или направления подготовки студентов, так как для разных направлений готовятся свои издания.

Редактор прежде всего оценивает соответствие аннотации содержанию издания, а также следит за правильностью составления библиографического описания издания, которое предшествует аннотации.

Оглавление (содержание) — составная часть аппарата. Как правило, оглавление используется в монографии, содержание в сборнике. Оглавление должно включать наименования всех разделов и подразделов издания. Следует помнить, что перечень наименований разделов отражает структуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста.

Редактору необходимо обращать внимание на полноту перечня наименований разделов, их соответствие заглавиям основного текста, а также на правильность расположения и шрифтовых выделений, используемых в оглавлении. Если в издании имеются контрольные вопросы и задания, они должны быть отражены в оглавлении. К сожалению, это бывает не всегда. Содержание кроме заглавий произведений сборника может включать и входящие в эти произведения разделы. В учебном издании оглавление (содержание) желательно располагать после титульного листа, что усиливает его ориентирующую функцию.

Интересно
Оценивая предметные, именные, предметно-именные указатели, редактор рассматривает полноту отражения терминов и понятий, имен и географических названий, соответствие их расположения принятой системе (алфавитная, предметная), а также соответствие правилам составления и оформления.

Работая над приложениями, редактор определяет целесообразность включения в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно учитывать, что приложения не должны перегружать содержание ненужными данными. Поэтому необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)