Антимонопольный комплаенс
Новым для России методом антимонопольного регулирования является антимонопольный комплаенс, который представляет собой систему управления рисками нарушения антимонопольного законодательства.
Правительством РФ было принято решение о создании в исполнительных органах государственной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольного комплаенса. В октябре 2018 г. распоряжением Правительства РФ № 2258-р были утверждены методические рекомендации по созданию федеральными органами исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
В некоторых регионах органы власти совершают больше нарушений, чем хозяйствующие субъекты. Нарушения касаются создания преимущественных или, напротив, дискриминационных условий деятельности для хозяйствующих субъектов на товарном рынке, создания неравных условий доступа к государственному и муниципальному имуществу, несоблюдения конкурсных принципов отбора хозяйствующих субъектов при размещении государственных и муниципальных заказов.
Системы антимонольного комплаенса в органах власти включает:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства органом власти: анализ совершенных за предшествующие 3 года нарушений, анализ нормативных правовых актов (в т.ч. их проектов), анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства: разработка и реализация мер по снижению рисков и оценка эффективности этих мер;
- контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
- оценку эффективности антимонопольного комплаенса.
Для оценки эффективности антимонопольного комплаенса разработана методика, которая предусматривает расчет трех ключевых показателей эффективности:
- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом);
- доля проектов нормативных правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- доля нормативных правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
Ежегодно федеральный орган исполнительной власти должен готовить Доклад об антимонопольном комплаенсе, размещать его на своем сайте и направлять в ФАС РФ.
На сегодняшний день антимонопольный комплаенс широко внедряется в органах исполнительной власти всех уровней. ФАС России, являясь инициатором этого процесса, также его внедрила и выявила комплаенс-риски в своей деятельности, в числе которых:
- нарушение сроков рассмотрения ходатайств и поступивших на согласование соглашений хозяйствующих субъектов;
- нарушение сроков принятия решений по согласованию проектов предельных отпускных цен на лекарственные препараты;
- согласование нормативных правовых актов других органов власти, положения которых привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках;
- нарушения при закупках для хозяйственных нужд ФАС России.
Как видно, потребность в сокращении и предупреждении нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти велика. Выявление комплаенс-рисков, их снижение, управление этими рисками обеспечивается в рамках антимонопольного комплаенса.
Успешное развитие антимонопольного комплаенса в органах власти и, соответственно, повышение эффективности реализации государственных функций в области поддержки конкуренции, в значительной степени зависит от следующих положений:
- усиление обратной связи органов власти с участниками регулируемых рынков в части оценки соответствия ведомственных нормативных правовых актов антимонопольному законодательству, предоставление реальной возможности направления замечаний от организаций и граждан на действующие акты и проекты актов, сбор, обобщение, обсуждение и учет поступивших замечаний;
- повышение квалификации государственных гражданских служащих в области антимонопольного комплаенса и установление их ответственности за его нарушение;
- оценка эффективности антимонопольного комплаенса, внедренного в органе власти, коллегиальным органом, в составе которого должны быть не только государственные служащие, но и представители общественности, научных, исследовательских, проектных, аналитических организаций, представители бизнеса и потребителей; – обеспечение открытости результатов внедрения антимонопольного комплаенса в органах власти за счет размещения в открытом доступе их отчетности по данному вопросу (в виде ежегодного доклада).
Для развития конкуренции важен системный подход, т.е. необходимо внедрение антимонопольного комплаенса не только в органах власти, но и в коммерческих организациях. Органы власти, в особенности ФАС России, должны поддерживать и поощрять стремление хозяйствующих субъектов к внедрению в своих организациях антимонопольного комплаенса и соблюдению действующего антимонопольного законодательства.
- Государственные закупки как инструмент реализации экономической политики
- Политика государства в отношении естественных монополий
- Особенности антимонопольного регулирования экономики
- Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации
- Информационная открытость денежно-кредитной политики
- Применение ключевой ставки как инструмента денежно-кредитной политики
- Установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции
- Денежно-кредитная политика
- Инструменты бюджетно-финансовой политики в области кредитно-денежных отношений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу