Особенности организации местного самоуправления

Федеральное законодательство предусматривает особую организацию местного самоуправления на следующих территориях:

  • города федерального значения;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в наукоградах; – на приграничных территориях;
  • в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции);
  • на территории инновационного центра «Сколково»;
  • на территориях опережающего социально-экономического развития.

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловлены их двойным статусом. С одной стороны город федерального значения – это субъект Российской Федерации, обладающий всем комплексом конституционных прав, характерным для государственно-правовых образований такого типа. С другой стороны – это город, которому свойственны признаки муниципального образования.
Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» закрепляется такой термин как особенности муниципального образования под которым подразумеваются основанные на объективных характеристиках территориальные, географические, культурные, экономические и иные особенности муниципального образования, установленные в целях определения перечней вопросов местного значения для каждого муниципального образования исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства на основании социально-экономической, технологической и иной взаимозависимости территорий муниципальных образований, единства рынка товаров и услуг коммунального назначения, требующих согласованного принятия решений органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей одного или нескольких муниципальных образований.
Согласно ФЗ № 131 в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.
Так, согласно Уставу города Москвы местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.
В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06 ноября 2002 г. № 56 закрепил, что местное самоуправление в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве (далее – местное самоуправление) – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях:

  • муниципальных округах;
  • городских округах;
  • поселениях.

То есть законодатель субъекта указывает на наличие нового вида муниципального образования, неизвестного федеральному законодательству,- муниципальный округ. Тем не менее, федеральный законодатель не предоставлял субъектам РФ права вводить новые виды муниципальных образований, вносить изменения в перечень их видов, установленный на федеральном уровне.
Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Установленные законами РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться. При этом необходимо учитывать, что требования Федерального закона о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, могут не применяться к депутатам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.
Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
Муниципальные образования городов федерального значения имеют собственные органы власти.
Так, в городе Москве структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования (имеет наименования Совет депутатов муниципального округа, Совет депутатов городского округа, Совет депутатов поселения);
  • глава муниципального образования (имеет наименование глава муниципального округа, глава городского округа, глава поселения);
  • исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования (администрация муниципального округа, администрация городского округа, администрация поселения);
  • другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, администрации и главы муниципального образования на территории города Москвы является обязательным.
Таким образом, можно выделить следующие особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения:

  • местная администрация может не формироваться;
  • уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования (т.е. один человек может быть одновременно и главой муниципального образования, и главой местной администрации, и председателем представительного органа);
  • численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек;
  • представительный орган внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (т.е. возможны ситуации, когда представительный орган не является юридическим лицом);
  • в случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации;
  • перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  • источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  • состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)